Александр Трохачёв
Запросы российских перевозчиков во многом схожи с потребностями их европейских коллег, особенно из числа индивидуальных предпринимателей. Например, в Старом Свете широкое распространение получили спальные боксы и накрышные модули для отдыха во время стоянки. В России, помимо них, большим спросом пользуются закабинные спальники и так называемые двухрядные (сдвоенные) кабины.
Закабинные спальники пользуются спросом даже в сегменте малотоннажников, начиная с «Газели Бизнес» и «Газели Next» и заканчивая иномарками того же класса. В сегменте среднетоннажников это тоже востребованный продукт для «Газона Next» и его одноклассников. Закабинный спальник обеспечивает возможность размещения одного или двух спальных мест, позволяет стоять в полный рост, образует дополнительное багажное пространство под нижней полкой. Есть и минусы такой доработки: установка закабинного спальника превращает трехместную кабину в двухместную и сокращает полезную длину рамы под монтаж кузовной надстройки.
Накрышный спальник длину рамы не съедает, но рассчитан только на одного отдыхающего. Притом, что это удовольствие стоит денег, такая конструкция не обладает удобством пользования, и с этим приходится считаться. Иное дело – двухрядки. Такие кабины на семь человек незаменимы для ремонтных бригад, поскольку позволяют использовать одно, а не два транспортных средства. И в этом случае за неимением адекватной альтернативы вопрос стоимости отходит на второй план.
Проектированием и изготовлением такой продукции занимается целый ряд отечественных производителей. В этом списке «Автомаш», «Автомобильная история», «Автоспальник», «Анкор-Авто», «Луидор Тюнинг», «Рибис», ТПК «РусАвтоГид», автозавод «Чайка-Сервис», FS Tuning и другие компании. Первопроходцем в серийном выпуске закабинных спальников в России считается автомобильный завод «Чайка-Сервис». В 2002 году предприятие создало первый в России спальник на базе ГАЗ-3309. С 2006 года начало серийное производство обновленной модели с пластиковым оперением и освоило выпуск накрышных модулей. С 2008-го «Чайка-Сервис» первым из предприятий РФ приступило к производству закабинных спальников для грузовиков иностранных брендов. Завод имеет богатые наработки в области проектирования, производства и установки двухрядных семиместных кабин на шасси грузовиков отечественных и иностранных брендов. Поговорим о том, что сегодня предлагает АЗ «Чайка-Сервис» российским перевозчикам.
НА ЗАКАЗ – ЛЮБОЙ КАПРИЗ
Огромную популярность на рынке снискали двухрядные кабины «Чайка-Сервис» в двух- и четырехдверном исполнении. Особенно часто их заказывали на среднетоннажники ГАЗ-33088 «Садко», где такая кабина позволяла перевозить бригаду из пяти человек и в фургонном варианте – грузы массой до 1,5 тонн. Грузоподъемность бортового варианта с полным приводом достигала 2 тонны.
Еще больше потенциал двухрядных кабин раскрылся в поколении «Садко Next», где вместе с водителем состав бригады вырос до семи человек. Специальная версия «Тайга» с семиместной кабиной увеличенных размеров располагает полезной нагрузкой до 3,22 тонны, и для потребителей это именно то, что надо. Характеристики отвечают задачам транспортировки оборудования для проведения ремонтных, строительных и дорожных работ. Первый ряд включает одно водительское и два пассажирских сиденья, второй состоит из четырех сидений. В удлиненной кабине предусмотрено большое окно для визуального и речевого контакта с первым рядом, люк для ревизии раздаточной коробки.
Обновленные двухрядные кабины на базе ГАЗ-33106 «Валдай-Фермер» и Hyundai HD78 стали выше, шире и комфортабельнее прежних версий. Если раньше объем стандартных двухрядок составлял 5,6 м3, то сейчас на автомобилях «Чайка-Сервис» моделей 278429/2784F9 он вырос до 6,8 м3. Теперь в таких кабинах с вентиляционным люком и боковым окном можно стоять в полный рост. Во втором ряду установлены три полноценных кресло и одно откидное для удобства входа и выхода. Для размещения груза или оборудования в кабине сиденья второго ряда можно откидывать. Кроме того, предусмотрены пластиковые отсеки для хранения небольших вещей.
Популярный товар завода – фургон-автомастерская на удлиненном шасси ГАЗ-33106 «Валдай» габаритной длиной 8500 мм с колесной базой 4730 мм. Его внутренние размеры 5100х2300х2200 мм позволяют перевозить груз массой до 2200 кг. Погрузочная высота при этом равна 1025 мм. На этом же шасси выпускают бортовой грузовик «Чайка-Сервис» 2784F9 габаритной длиной 8610 мм (с гидробортом – 8820 мм). Предусмотрены три варианта комплектации: борт, тент и ворота. Масса перевозимого груза при этом может достигать 2710 кг.
Кабинный модуль «Чайки-Сервис» на модели 4784D9 способен превратить обычный трехместный Isuzu NPR75L в семиместный вариант с бортовым кузовом Fuhrmann. При установке гидроборта габаритная длина транспортного средства с базой 4475 мм составит 8430 мм. Масса перевозимого груза будет достигать 2780 кг на автомобиле с задними воротами и гидробортом, 3390 кг на машине с тентом и 3540 кг на модификации с открытым бортовым кузовом.
Семиместную двухрядную кабину «Тайга» собственной разработки завод «Чайка-Сервис» монтирует на двухосные шасси КАМАЗ-43253, «Урал Next», «Газон Next». Кроме грузовиков отечественных брендов такие «скворечники» получают JAC N80, Isuzu Elf 7.5 (NPR75), Hyundai HD78, Fuso Canter. При этом функционал транспортного средства может быть расширен за счет кузовной надстройки и дополнительного оборудования.
Скажем, двухрядная кабина может быть дополнена спецфургоном-автомастерской, бортовой платформой с алюминиевыми или стальными бортами Furmann, крано-манипуляторной установкой Amco Veba, Tadano и автогидроподъемником «Чайка-Socage» с высотой подъема до 24 м. Завод предлагает гидрофикацию автомобиля для подключения необходимого оборудования.
Двухрядка нижегородских машиностроителей позволяет превратить «Урал Next» в автомобиль техпомощи. Благодаря наличию бортовой платформы и КМУ грузовик способен сам себя загрузить, разгрузить и перевезти до 10325 кг груза. При необходимости бригада механиков способна отремонтировать грузовик или автобус без заезда на СТО или буксировать неисправное ТС в автопарк.
ЗАКАБИННЫЕ СПАЛЬНИКИ
Закабинные спальные отсеки нижегородцы устанавливают на все автомобили Горьковского автозавода, а также на седельный тягач «Урал Next», Isuzu NQR75, Hyundai HD78, Fuso Canter. Одними из самых распространенных заказов является дооборудование грузовиков ГАЗ-3302 «Газель Бизнес», ГАЗ А21R «Газель Next», ГАЗ-33104 «Валдай», ГАЗ-3309, ГАЗ C41R13 «Газон Next». Например, на базовом шасси «Газели» с закабинным модулем создан промтоварный фургон «Чайка-Сервис 27840К» и изотермический фургон модели 27840L. По два варианта автофургонов со спальной кабиной завод строит на удлиненном шасси «Валдая» и еще две модификации охватывают исполнение с открытой и тентованной бортовой платформой.
Вниманием заводских конструкторов не обижены и иномарки, для каждой из которых разработаны свои закабинные спальники. В этом списке, например, шасси Isuzu NQR75, NPR75L, NQR75R с надстройками внутренней шириной 2200 мм. Одна из свежих моделей – Isuzu Elf 9,5 (NQR90L) с бортовой платформой и массой перевозимого груза до 5540 кг. Хорошие отзывы транспортников относятся и к продукции «Чайка-Сервис» моделей 4784R4, 4784RS, 4784F4, 4784FS на шасси Hyundai HD78 грузоподъемностью до 4040 кг в бортовом варианте и до 3780 кг с фургонной надстройкой. Внутренние размеры фургона или укрытой тентом бортовой платформы при этом могут достигать длины 6100 мм, ширины 2300 мм, высоты 2200 мм.
Установка закабинного спальника не является критичной с точки зрения уменьшения грузоподъемности транспортного средства. Так, после дооборудования на заводе «Чайка-Сервис» ГАЗ-3302 с тентованным бортовым кузовом перевозит до 1230 кг, а с фургонной надстройкой – до 1110 кг. Бортовая «Газель Next» с закабинным модулем берет груз массой до 1350 кг, а фургонная – до 1300 кг. Бортовой «Газон Next» со спальником можно грузить до 4440 кг, фургон на таком же шасси – до 4590 кг. По иномаркам картина аналогичная. На Isuzu Elf 7,5 (NPR75L) с бортовой платформой полезная нагрузка составляет до 3300 кг, на JAC N80 с фургоном 3650 кг, на Fuso Canter с фургоном – до 5150 кг.
В зависимости от вида доставляемых грузов, на доработанное шасси коммерческого автомобиля с закабинным спальником монтируют промтоварный, утепленный или изотермический фургон. Последний можно комплектовать холодильным и отопительным оборудованием. По желанию клиента саму кабину дооснащают автономным отопителем.
НАКРЫШНЫЕ «МИНИ-ОТЕЛИ»
Обычные бортовые и тентованные грузовики мастера «Чайки-Сервиса» превращают в универсальный транспорт со спальной кабиной в надкрышном исполнении. Такими являются модели на базе коммерческих автомобилей ГАЗ, КАМАЗ, Hyundai, Isuzu. Накрышный спальник модели 4784Т2 применяют на шасси Hyundai HD250 (6×4), Hyundai HD65 (4х2), и на других грузовых иномарках российской сборки, включая разные модели Isuzu NPR75, выпускаемых в Ульяновске. Заказчикам доступны два типоразмера таких надстроек: «Стандарт» внешними габаритами 2220х800х1050 мм и «Увеличенный» размерами 2220х950х1050 мм. Внутренние размеры не будоражат воображение, но обеспечивают необходимый комфорт при длине надстройки 950 мм, ширине 1950 мм, высоте 640 мм и матрасе толщиной 60 мм.
Накрышные спальники очень часто заказывают на современные «полуторки». Ответом завода являются модели «Чайка-Сервис 278402» и «Чайка-Сервис 27840N» на удлиненном шасси ГАЗ-3302 «ГАЗель Бизнес». Верхний спальник «нахлобучивают» на шасси ГАЗ-33106 «Валдай». Речь о промтоварных фургонах «Чайка-Сервис» моделей 278420 и 278421, а также об изотермах с обозначением 2784F0 и 2784F1, бортовых грузовиках с маркировкой 278422 и 2784F2.
Покупателям, решившим оснастить свой транспорт спальной кабиной в надкрышном исполнении, завод предлагает Hyundai HD78 с бортовой платформой и кузовом объемом до 23 м3 при установке каркаса с тентом. Грузоподъемность такого автомобиля достигает 4235 кг. Аналогичный «кореец» с кузовом-фургоном позволяет перевозить до 3880 кг груза. Оснащенный надкрышным модулем Isuzu NPR75 с бортовой платформой обеспечивает доставку грузов высотой до 2,2 м, объемом до 23 м3 и массой до 4290 кг.
У подобного решения есть ряд преимуществ. Во-первых, установка накрышного спальника не нарушает конструктивную прочность кабины. Во-вторых, такой элемент доработки не уменьшает полезную длину грузовой надстройки. В-третьих, спальник исполняет роль верхнего обтекателя и позволяет снизить расход топлива. При небольших размерах модуль на крыше создает дополнительные удобства и снимает вопрос о ночевках вне транспортного средства. Спальный отсек имеет затемненные боковые окна, внутреннее освещение, боковые кармашки под мелкие предметы и вентиляционный люк в верхней части. И что особенно ценно: срок изготовления и монтажа надкрышного спальника, как правило, не превышает трех дней!
Перед отправкой заказчикам все изделия «Чайка-Сервис» проходят приемочные испытания с допустимым перегрузом. Только после подтверждения заявленных характеристик и отсутствия технических проблем грузовик передают в доставку. А обслуживают такую спецтехнику на территории России и стран СНГ свыше 80 сервисных станций.