— Стиль вождения влияет на ресурс автомобиля и расход топлива, а сегодня, вследствие сокращения транспортных потоков, бережливость приобретает особую важность. Меняется ли у перевозчиков интерес к программам обучения в текущей рыночной ситуации?
— Да, конечно же, стиль вождения, его качество в наибольшей степени влияют на расход топлива и ресурс автомобиля. Разница между расходом топлива у начинающего и необученного водителя в сравнении со специалистом, прошедшим обучение, пусть даже с небольшим стажем работы, может достигать 10–20 %. Научиться эффективно управлять автомобилем может практически каждый водитель коммерческого транспорта. Было бы желание вкупе с некоторым приложенным усилием. Учиться и совершенствовать навыки в любом деле всегда непросто. Но если от этого зависит качество жизни, а иногда и безопасность в работе, то это должно стать хорошим аргументом к саморазвитию. Компания DAF помогает своим клиентам в обучении водителей, и именно для этого в 2006 году в Нидерландах была создана DAF Driver Academy.
Общаясь с клиентами, мы видим, что интерес к обучению водителей вырос и в России. Эта относительно новая для клиентов DAF услуга связана с появлением в конце прошлого года грузовиков нового модельного ряда. Автомобили DAF нового поколения стали более эффективными по расходу топлива, но неизбежно и сложнее. Тяжелый коммерческий транспорт — это тонко настроенный профессиональный инструмент, который требует к себе профессионального обращения. Поэтому необходимость обучения водителей критически важна в автоперевозках.
— Предусматривает ли программа обучения деление на сегменты?
— Разумеется, в глобальном масштабе имеются отдельные программы обучения для магистральных перевозок, строительной и специальной техники. Однако в РФ в настоящее время для клиентов пока доступна программа по эффективному вождению магистральных тягачей. Все дело в том, что магистральные грузовики — это основной тип продаваемой сейчас техники марки DAF.
— Кто чаще всего заказывает обучение водителей — крупные транспортные компании, небольшие автопарки или частные перевозчики?
— Основные заказчики услуги — это крупные транспортные компании. Но и небольшие фирмы заказывают обучение достаточно часто. А вот частные перевозчики обращаются к нам по такому вопросу крайне редко. Мне кажется, здесь играет роль субъективный фактор — частник считает, что знает личную машину как свои пять пальцев. Зачем ему тогда тратить время и деньги на обучение?
— Кстати, какова стоимость обучения?
— Наша услуга официально называется консультацией по технике от производителя, в соответствии с российским законодательством данный вид деятельности не подлежит лицензированию. Это юридический аспект. Что касается цены обучения, конкретную цифру не назову, поскольку она рассчитывается в индивидуальном порядке и включает расходы на поездку инструктора к перевозчику. Хорошая новость в том, что в настоящее время для клиентов, которые приобрели новый тягач DAF XF, предусмотрено бесплатное обучение водителя по ваучеру DAF EcoDrive.
— Навыки имеют свойства забываться. С какой периодичностью вы советуете закреплять эффект обучения?
— Желательно проводить повторное обучение каждые два-три года. Особенно в крупных транспортных компаниях, где большая текучесть кадров водителей.
— Обучающие курсы предлагают в России все представители «большой семерки». Но подход отличается: в одном случае это преимущественно выездные тренинги специалистов «из центра», в другом — работа дилеров на местах. Как это работает у вас?
— В России сейчас активно идет подготовка инструкторского состава у официальных дилеров DAF, чтобы на каждой станции был специалист по обучению водителей. Кандидаты в инструкторы проходят подготовку в учебном центре «ДАФ Тракс Рус» в Московской области. В представительстве компании есть свой инструктор-координатор по программам обучения водителей, который также проводит обучение и для клиентов компании.
— Мы видим, как активно развивается транспортный мониторинг. Если 10 лет назад были одни инструменты, то сейчас — другие, более совершенные. Означает ли это, что контроль за водителями стал эффективнее?
— Да, контроль за работой водителя в конце второго десятилетия XXI века стал эффективнее, чем 10 лет назад. Принципиально нового в ТИС (транспортно-информационных системах) ничего не появилось, но оборудование стало совершеннее, улучшилась точность показаний, увеличилось количество собираемых параметров с автомобиля. Также нужно учесть, что над водителем не только усилился контроль, но и появилось много «помощников» в его каждодневной и непростой работе. В автомобилях DAF есть функция помощи при вождении, которая анализирует стиль и эффективность вождения и дает рекомендации по улучшению управления автомобилем.
— Можно ли наблюдать за водителем удаленно?
— У автопроизводителя есть собственная система мониторинга DAF Connect, ее внедрение в России находится в стадии проработки.. Но DAF дружественен к сторонним поставщикам оборудования, в электронной архитектуре сделано все, чтобы независимый оператор мог беспроблемно подключиться к автомобилю, считывать наибольшее количество важных параметров, влияющих, в том числе, на безопасность и экономичность. Весь этот инструментарий мы, разумеется, применяем в процессе обучения.
— Как вы относитесь к теме онлайн-курсов для водителей?
— В современном мире этот вариант является достаточно эффективным инструментом обучения. А учитывая последние события, связанные с пандемией COVID-19, удаленное обучение станет неотъемлемой частью процесса обучения водителей. Но нужно не забывать одно условие, как говорится: «Совет тем, кто лечится по книгам — бойтесь опечатки». Только участие инструктора в процессе обучения позволит достичь эффективности обучения и правильного понимания материала водителями.