Редакция
Вообще-то, соответствующие дорожные знаки – не новость: они появились в ПДД еще в 2018 году. Циферка в зеленом овале сочеталась с различными дорожными знаками, запрещающими маневры или движение транспорту, экологический класс которого ниже указанного. Ежели, к примеру, таким овалом обведена цифра 4, то машинами с классом 3 и ниже следует поискать иной маршрут. Ну, а теперь появилось уточнение: проезд в «чистые» зоны запрещается и тем автомобилям, у которых экокласс вообще не определен.
И что теперь будет?
Ничего неожиданного в этом нет: уточнение было очевидным. Само собой, что если власти решили ограничить въезд устаревшего транспорта, то никаким москвичам и жигулям из прошлого века рассчитывать не на что. Однако с формальной точки зрения водитель, наверное, мог и побазарить: мол, если у меня в СТС никаких классов нет, то какие ко мне претензии? Но теперь спорить уже не о чем.
Еще пару лет назад глава ГИБДД, Михаил Черников, сообщал ТАСС, что в России не имеют отметки об экологическом классе около 70 процентов автомобилей. Сегодня ситуация изменилась не очень сильно: по стране разъезжает огромное количество машин с неустановленным экоклассом. Долгое время на важность этого параметра просто не обращали внимания, машинально относя его к статистическим сведениям. Однако теперь, похоже, у многих появился повод для беспокойства.
Или беспокоиться не о чем?
Рухлядь?
Несколько лет назад в московской прессе проскочило сообщение о том, что жильцы какого-то элитного дома постановили не пускать в свой двор «всякую рухлядь», мешающую им нормально дышать. Откуда в элитном доме взялась «рухлядь» – непонятно, однако прецедент местного уровня имел место. Официально же в Москве сейчас действуют ограничения только для грузовиков: на МКАД могут въезжать фуры не ниже Евро-2, в пределы ТТК — не ниже Евро-3.
В целом же ни один из регионов пока что не выделил территорию, закрытую для въезда устаревшей техники. Возможно, что это вопрос времени – хотя волны негодующих откликов при этом не избежать. Если ссылаться на здравый смысл, то на первых порах ограничения такого рода должны появляться в каких-то исторических зонах, парках и т.п. Но туда на автомобиле и так, в общем-то, не проехать. А вот общественный транспорт просто обязан соответствовать самым жестким требованиям – кто бы спорил?
Что делать?
Не думаю, что с завтрашнего дня кого-то из нас вдруг перестанут пускать в собственный двор – если, конечно, не вести речь об упомянутых элитных кварталах для артистов и футболистов. Однако же всем, у кого экологический класс машины не определен, есть смысл подать заявление в ГИБДД – пусть думают. Вряд ли при этом древняя машинка обретет какой-то современный экокласс, но пусть хотя бы появится какая-то ясность.
Напоминаем, что распределение по экологическим классам ведётся на основании техрегламента ЕАЭС и Правил ЕЭК ООН. Всего есть семь экоклассов — от нулевого до шестого. Как правило, чем старее автомобиль, тем ниже его экологический класс. В России первый экостандарт для автомобилей ввели в 2006 году — это был «Евро-2». С 2010 года действовал класс «Евро-4», с 2015-го и по настоящее время в нашу страну можно ввозить машины только пятого класса.
Что до разделения личного транспорта на «хороший» и «плохой», то, скорее всего, и дальше будут появляться какие-то дополнения и уточнения. Но в серьезные запреты типа «не пускать в центр Вышнего Волочка» я пока что не верю. Сначала необходимо обеспечить альтернативу проезда на общественном транспорте и лишь после этого начинать отлавливать древние колымаги.