Задача моторного масла состоит в защите деталей автомобильного двигателя от преждевременного износа, в обеспечении слаженности работы механизмов. Правильно выбранное и своевременно замененное масло положительно влияет на расход топлива и динамические характеристики автомобиля. Для того чтобы выяснить, насколько моторная жидкость утратила свои свойства в процессе эксплуатации, есть определенная методика. С ее помощью также возможно установить качество масла и его подлинность.
Этот способ изобрела компания SHELL в 48 году прошлого века, применить его на практике сможет любой начинающий автолюбитель. При помощи данного теста можно определить не только состояние масла, но и проверить:
Капля масла с щупа двигателя автомобиля наносится на чистый лист белой бумаги типа А4. Какая-то часть масла впитается, оставшееся растечется по поверхности. Рассматривается растекшееся масло: оно должно быть светлым и жидким, густота и темный цвет недопустимы, они свидетельствуют об усталости моторной жидкости и необходимости ее замены.
При этом также не должно быть маленьких точек черного цвета, которые могут быть металлическими примесями, означающими ускоренный износ элементов мотора. Если в процессе проверки маслу присущ темный цвет, но при этом оно жидкое и без различных вкраплений — допускается его дальнейшее использование. Всякое масло после его попадания в двигатель автомобиля становится темным, это свойственно моторам с любым пробегом.
При проверке придерживаемся следующего алгоритма:
После проделывания всех вышеописанных манипуляций можно начать оценку качества масла. Образовавшееся на бумаге пятно можно разделить на три части: центральную часть — ядро (1), за ней следует обрамление по краю, зона 2, и самую крайнюю дисперсную зону 3. За ней может иметь место четвертая зона — на исправном двигателе ее не должно быть.
Центральная часть, ядро (1) — по ней идет основное определение качества масла. Если оно плохого качества, то в центре пятна будут примеси сажи и металла, они не могут впитаться в бумагу, поэтому центр пятна будет самым темным.
На втором месте, после центра, идет само масляное пятно (2) — это впитавшееся в бумагу масло без всяких примесей. Чем темнее его цвет, тем больше время эксплуатации масла.
По самому краю идет зона 3, представленная водой, ее наличие в масле некритично. Присутствие воды в масле определяется краями пятна: если она есть, края будут неровными, если она отсутствует — ровными. Вода попадает в масло двумя путями: в виде конденсата, что вполне допустимо, и в виде охлаждающей жидкости — это говорит о разгерметизации системы охлаждения, если используется антифриз — цвет зоны 3 будет желтым.
Четвертая зона на масляном пятне свидетельствует о присутствии в масле топлива, на исправном двигателе ее не должно быть. Допустима ее минимальная ширина, при которой автовладельцу уже стоит проявить беспокойство и произвести диагностику двигателя.