Михаил Ожерельев
В этом году заметно обновился модельный ряд санитарного транспорта каркасно-модульного типа. Достоинства таких решений очевидны: специально изготовленный кузов позволяет увеличить пространство медицинского отсека, а также продлить срок эксплуатации транспортного средства за счет переустановки кузова на новое шасси.
В этом году главными ньюсмейкерами стали компании «СТ Нижегородец» и «Швабе-СпецАвто». Завод спецтехники «Нижегородец» впервые представил модульный реанимобиль класса С на базе Ford Transit. Такой кузов, в принципе, может устанавливаться на шасси любой марки. Применение новой технологии изготовления надстройки позволило значительно увеличить пространство медицинского отсека, обеспечить комфортные условия для размещения оборудования и работы медицинской бригады. В сравнении с автомобилем скорой медицинской помощи (АСМП) на базе цельнометаллического фургона, медицинский отсек модульного типа на 300 мм длиннее, на 300 мм шире и на 50 мм выше. При этом снаряженная масса обоих исполнений идентична — 2900 кг. Такая концепция включает возможность производства АСМП классов А, В, С в различном исполнении кузова, внутренние габариты салона которого могут достигать 4300х2200х2200 мм по длине, ширине и высоте соответственно. Компания дает гарантию на стеклопластиковый кузов 15 лет. А если шасси износится раньше или пострадает в аварии, надстройку можно без труда поставить на другое. В медицинском отсеке предусмотрено трехуровневое освещение: основное, усиленное и дежурное. Поворотное сиденье у головной зоны носилок и боковое сиденье для врачебной бригады обшиты кожзамом. Обивка боковин и потолка изготовлена из композитных материалов. Доступ в салон облегчает боковая сдвижная дверь.
Также на стенде «СТ Нижегородец» был представлен вариант конверсии цельнометаллического фургона Ford Transit — обновленный АСМП с модельным индексом 22270B (класс В). Интерьер автомобиля был значительно усовершенствован, что позволило увеличить пространство медицинского отсека и обеспечить более комфортные условия для работы врачей и транспортировки пациентов. Внутренние габариты салона составляют 3200х1800х1950 мм по длине, ширине и высоте соответственно. Отметим, что ширина новинки увеличена на 100 мм по сравнению с автомобилем предыдущего поколения. Мебель также была модернизирована: она изготовлена по бескаркасной модульной технологии, что дает возможность менять расположение медицинского оборудования. Аналогичный интерьер и у автомобилей классов А и C.
Снаряженная масса АСМП 22270B на 300 кг меньше, чем у предшественника. В компании отмечают, что такие показатели достигнуты благодаря применению усовершенствованных технологий сборки салона и новых материалов.
Еще один представитель нижегородского автокластера — компания «Швабе-СпецАвто» (совместное предприятие, учрежденное нижегородской компанией «Промтех» и холдингом «Швабе», входящим в госкорпорацию «Ростех») впервые представила модульный реанимобиль на базе «Соболя Бизнес» с колесной формулой 4х4. Медицинский отсек внутренней длиной 3080 мм и высотой 1800 мм представляет собой силовой каркас из алюминия, обшитый сэндвич-панелями. Автомобиль пригоден для перевозки инфекционных больных, поскольку модуль полностью изолирован от кабины. Компания-производитель утверждает, что это первый полноприводной АСМП класса В/C. Также «Швабе-СпецАвто» впервые представила широкой публике АСМП «Газель Next Prima» с модульным кузовом внутренней длиной 3080 мм и высотой 1800 мм. В интерьере применяется влагостойкая металлопластиковая мебель, а пол сделан ровным, без выступов.
Традиционный участник Российской недели здравоохранения — ульяновская компания «Автодом» в этом году показала модульный АСМП на базе УАЗ «Профи» с двускатной ошиновкой. Новое шасси, выпуск которого начался в 2021 году, рассчитано на полную массу 3500 кг. В перспективе это позволит конструкторам водрузить на него более просторный медицинский модуль. Но в представленной новинке надстройка осталась прежней — ее длина 3100 мм, а ширина 1730 мм.
Отдельная тема — автомобили медслужбы. Стабильный рост этого сегмента обусловлен появлением частных фирм, оказывающих услуги по доставке лежачих больных в стационар при плановой госпитализации или из стационара домой. Эта услуга, для которой подходит автомобиль скорой помощи класса А, не требует сертификации, и желающих занять нишу «медицинского такси» хоть отбавляй. Специально для таких заказчиков «Швабе-СпецАвто» переоборудовала автомобиль повышенной проходимости Lada Niva Travel в санитарную машину. Пятиместный салон может использоваться в двух конфигурациях — для перевозки четырех пассажиров или одного лежачего больного с сопровождающим. Для установки носилок складываются спинка переднего пассажирского сиденья и часть спинки заднего дивана. Приемное устройство носилок идентично такому на санитарной Lada Largus Prima. В багажном отсеке предусмотрено место для медицинской укладки.
Во всем остальном это серийная Niva Travel, бывшая Chevrolet Niva, вернувшаяся в лоно АвтоВАЗа. Силовая линия представляет собой бензиновый 1,7‑литровый мотор мощностью 80 л. с., агрегатированный с 5‑ступенчатой КП и 2‑ступенчатой раздаткой. Спереди и сзади у Niva Travel по две буксирных проушины — сельские жители это оценят.
Тематике повышения доступности первичной медицинской помощи для людей, проживающих на селе, соответствовала новинка компании «Интеравтоцентр» — мобильный фельдшерско-акушерский пункт на длиннобазном шасси «Газона Next», самый большой экспонат автомобильного раздела выставки. Медицинский комплекс имеет однорядную водительскую кабину и надстройку-фургон из современных композитных материалов. В фургоне размещен медицинский отсек, разделенный на коридор и два кабинета — «Женское здоровье» и «Диагностика», которые оснащены медицинским оборудованием согласно ведомственным нормативным актам. Предполагается, что мобильный центр здоровья позволит проводить обследования и диспансеризации в районах, удаленных от базовых медицинских центров.
Наталья Пономарева,
фельдшер скорой помощи, Нижний Новгород
Мы работаем сутками, в течение смены находимся в автомобиле порядка 20 часов. В связи с пандемией стало гораздо больше вызовов, и, как правило, они заканчиваются госпитализацией пациента. Хочу сказать, что новые машины скорой помощи стали более комфортабельными. Во-первых, нужно отметить наличие системы кондиционирования. Прежде об этом нам приходилось только мечтать. Сейчас для «скорой» на базе «Газели Next» климатическое оборудование в медицинском отсеке чуть ли не отраслевой стандарт.
Во-вторых, мебель стала более качественной и функциональной. Есть возможность более рационально разместить оборудование, которое может потребоваться при оказании помощи пациентам на догоспитальном этапе. Вообще, комплектование автомобилей скорой помощи ведется по установленным стандартам. И вдвойне приятно, когда производители спецтранспорта проявляют инициативу, стремясь сделать работу медиков комфортнее. В качестве примера приведу машины производства «Швабе-СпецАвто», где используется оригинальное приемное устройство носилок. Транспортировка пациента на носилках — это самая тяжелая физическая работа, а у нас на «скорой» в основном женский коллектив. Производители техники об этом знают и стараются нам помочь.
Владимир Гойхман,
генеральный директор ООО «СТ Нижегородец»
Парк «скорых» в целом по стране устарел, требует интенсивного обновления. Сдерживает это выделение бюджетных средств, ведь львиная доля новых машин приобретается за счет государственного финансирования. Правда, в связи с пандемией государство стало выделять больше денег на медицину. Продажи санитарного транспорта растут второй год подряд.
Мы предлагаем два типа АСМП Ford Transit — на базе цельнометаллического фургона и каркасно-модульные. Вторые, условно, как промтоварный фургон. Пожалуй, единственный недостаток таких машин — увеличенные габариты: неудобно заезжать во дворы. Поэтому свою каркасно-модульную «скорую» мы сделали компактной. Внешними габаритами она совсем немного отличается от цельнометаллического фургона, при этом медицинский отсек очень просторный. Медикам здесь гораздо удобнее.
На выставке мы также представили «скорую» на базе цельнометаллического фургона Ford Transit. Новость в том, что в ней мы обновили интерьер, заменив плиты МДФ мебелью из пластика. Вдобавок ко всему применяется иная, более совершенная технология сборки салона, но поскольку это наше ноу-хау, раскрывать секреты не буду. Отмечу лишь, что результатом работы стало существенное увеличение внутренних габаритов салона, до 1800 мм в ширину. Специалисты, осмотревшие автомобиль на выставке, уже дали обратную связь: сказали, что новая версия удобнее прежней.
Если говорить о планах компании в целом, то мы продолжаем развивать производство сэндвич-панелей на заводе в Елабуге и расширяем модельный ряд фургонов. На сегодняшний день предприятие изготавливает промтоварные, изотермические рефрижераторные фургоны, а также автолавки на базе таких фургонов.