Илья Кулямин
«…Но вот, приметя свет дневной,
Черкесы на коней садятся,
Быстрее стрел по лесу мчатся,
Как пчел неутомимый рой,
Сокрылися в тени густой.»
М. Ю. Лермонтов
Первый диссонанс, который ощущаешь, видя соседство автомобиля и благородной лошади, заключается в том, что мы привыкли замечать Urus в городской среде, преимущественно в крупных мегаполисах, на парковках модных ресторанов, подземной парковке Московского Сити. И даже там, далеко от этих гор и лошадей, обводы кузова, громадные колесные диски и мощный рев двигателя заставляют оборачиваться местную публику.
Но здесь, среди горных вершин, рек и озер, попасть на которые можно разве что на УАЗе, если вы конечно не бывалый наездник, как здесь оказалась вереница ярких автомобилей из самого центра Италии? Да, гоночные навыки закладывались на домашнем автодроме в Имоле, основная идея завода в Сант-Агата-Болоньезе была в создании автомобиля для состоятельных клиентов, на котором можно и выигрывать гонки, и с комфортом путешествовать.
А с путешествием в тех краях все просто: на юг пойдешь – в Апенины попадешь, на север пойдешь – в Альпы попадешь. Правда, придется еще и по скоростной магистрали километров 180 до Милана доехать. А это как раз, как от Кисловодска до Архыза. Не уверен, что компания Lamborghini планировала соблюсти такую точность в планировании маршрута нашего путешествия, но аналогии в топографии региона, где создавался автомобиль и мест, где нам предстоит расстаться с некоторыми мифами и стереотипами, связанными Lamborghini Urus — очевидны.
Гоночные гены имплантированные в кузов гран туризмо, такова концепция марки? Да, но не надо забывать, что приверженцы быстрого и комфортного путешествия давно смотрят в сторону кроссоверов. С 60-х годов, с момента зарождения марки Lamborghini, автомобили стали больше, мощнее и технологичнее. Инженерам удалось справится с возросшей массой с помощью энерговооруженности – 650 лошадиных сил разгоняют крупный автомобиль за 3,6 секунды до сотни.
Карбон-керамические тормоза сложно перегреть даже при активной езде по горному серпантину вниз, отлично настроенная пневмоподвеска, оставаясь комфортной, прекрасно борется с кренами, а полный привод, в паре с покрышками, специально разработанными компанией Pirelli специально для Urus, обеспечивает такое сцепление с дорогой, что скольжения происходят только после того, как водитель отключает не только электронные помощники, но и инстинкт самосохранения.
«Работа подвески – это нормально… Поехали, поехали…». Такие напутствия инструктора послышались из рации, когда мы свернули с асфальта на каменистую грунтовку Марухского ущелья, в конце которого нас ждал обед в шатре на берегу реки под шум водопада.
Разве можно на премиальном внедорожнике съезжать с асфальта где-то, кроме лужайки загородного дома? Оказалось можно. Прямым подтверждением этого служит режим TERRA в «Системе управления и контроля режимов движения ANIMA». Он позволяет увеличить дорожный просвет, снижает жесткость амортизаторов и включает соответствующую программу управления трансмиссией.
Марухское ущелье славится красотой своей природы с особым микроклиматом. Подобие асфальта заканчивается в селе Маруха, где большинство жителей занимается скотоводством — черный карачаевский барашек высоко ценится на Кавказе. А дальше — только узкая дорога по прижиму вдоль реки, пересекаемому горными ручьями иногда сменяется широкой долиной с пасущимися овцами и заканчивается горным цирком с водопадом в дальнем его конце.
Показать, внедорожные возможности автомобилей клиентов марки – вот основная цель нашей экспедиции и первый стереотип, посвященный исключительно городскому предназначению Lamborghini Urus, полностью развенчан!
«Не растягиваемся, впереди чисто…», слышится очередная команда инструктора, когда вереница ярких, переливающихся на солнце Urus свернула на дорогу, уходящую от села Нижний Архыз к обсерватории РАН, известной своим телескопом с зеркалом диаметром 6 метров. Телескоп и сейчас остается самым большим в России, а на момент постройки в середине 60-х и вовсе самым крупным в мире.
Что может быть лучше подъема на двухкилометровую высоту по горной дороге с отличным покрытием на спортивном автомобиле? Перевожу селектор трансмиссии из STRADA в SPORT и салон наполняется плотным рыком двигателя.
И это не искусственный звук из аудиосистемы, скорее между выхлопной системой V8 и салоном с двойными стеклами на окнах становится меньше шумопоглощающих препонов, звук в салон приходит через резонирующий моторный щит. Переключения вверх происходят позже, и 850 Нм крутящего момента оказываются всегда под рукой, точнее правой ногой водителя.
Серпантин становится все извилистей и хочется еще более четких реакций на педаль акселератора, еще один щелчок ANIMA и включается режим CORSA. Приборная панель меняет графику, центр панели занимает тахометр. Переключения КПП вверх становятся не просто быстрым, а скорее резким, с уверенным толчком в спину, по направлению к очередному повороту. Торможение, сброс передачи вниз сопровождается отстрелами перегазовок в выхлопной системе. В режиме CORSA дополнительная порция топлива впрыскивается в коллектор после катализатора. Но впереди показалась вершина с парковкой обсерватории, и после недолгого удержания селектора ANIMA гоночный режим отключается, звук мотора стихает до допустимого уровня, и трансмиссия переходит в дорожный режим STRADA.
Современное развитие горный туристический кластер Архыз начал развиваться относительно недавно. Перед олимпиадой в Сочи его готовили к принятию горнолыжников на тот случай, если в Красной Поляне будет совсем теплая погода. Дорога из Сочи в Архыз это около 350 км и не менее 5 часов на машине. Как вариант, рассматривали возможность переброски спортсменов вертолетами. Сейчас есть планы соединить зоны катания Красной Поляны, Архыза, а дальше Домбая и Эльбруса. Новая дорога пройдет вдоль границы с Абхазией и часть пути пройдет по старому тоннелю, который строили военные. Такая «конверсия» сократит путь до Поляны почти в три раза, до 120 километров, а это уже не 5-6 часов, а вполне приемлемые два. Особенно, с учетом того, что стройка ведется с размахом и магистраль обещают построить самую современную.
«Держимся на границе оседания пыли, включаем противотуманки и режим TERRA», оживает рация на съезде с асфальта. Ехать в пыли по гравийке, где только что прошел грейдер, сомнительное удовольствие. Но впереди нас ждет перевал Пхия, с которого видны все главенствующие высоты горного хребта, а вокруг цветущие луга и пасущиеся кони.
Шум от гравия доносится откуда-то снизу, глухой, почти неразличимый на фоне шума от колес выдерживающих удар за ударом. Невольно подумал, что длинную дорогу уже проложили и судя по масштабам стройки останавливаться планируют только в Красной поляне.
Уже позже, на парковке отеля поинтересовался у инженера компании Lamborghini — насколько велик шанс повредить карбон-керамические тормозные диски вылетающими камнями из-под колес? На карбон-керамике в процессе эксплуатации появляются сколы и микротрещины, но действительно расколоть или сломать такой диск можно при неаккуратном шиномонтаже, ударив по нему колесным диском.
Износ карбон-керамического диска контролируется во время планового ТО. Степень повреждения измеряется с помощью ультразвука, а на суппорте тормозного диска нанесены референсные значения в которые должны уложиться показания прибора. Пожалуй, миф о небывалой хрупкости карбон-керамических тормозов можно считать сильно преувеличенным.
Еще в начале путешествия, проверяя в бардачке доверенность и документы на машину, я обратил внимание на причину ввоза автомобиля в Россию, он был на итальянских номерах и принадлежал компании Automobili Lamborghini S.p.A. в Италии. Причина ввоза значилась, как проведение испытаний. Неплохое получилось испытание для автомобиля и разрушение многих стереотипов для путешественников.
Экспедиция этого года по Карачаево-Черкессии стала уже третьей и ежегодной для компании Lamborghini по России. И такое путешествие доступно для потенциальных клиентов марки и для ярых поклонников, собравших в своих гаражах неплохие коллекции автомобилей из Сант-Агата-Болоньезе.