Содержание
Редакция
Лимузин ЗИЛ-111, выпуск которого начали в ноябре 1958 года – первый в нашей стране автомобиль с серийным двигателем V8, первый легковой ЗИЛ, который собирали не на потоке, как ЗИС-110, а штучно. А еще ЗИЛ-111 — первый советский автомобиль с кондиционером. Правда, ставили устройство только на часть машин — ЗИЛ-111А.
Но самое забавное, что флагман советской автоиндустрии конца 1950-х – хрущевской эпохи космоса и великих строек — близкий родственник нескольких американских автомобилей. Даже очень близкий…
ШАССИ
Новый ЗИЛ создавали, испытывая и пристально изучая главные американские аналоги самых топовых тогда марок: Chrysler, Cadillac и Lincoln.
Рама ЗИЛ-111 конструктивно очень близка к раме автомобилей самой престижной марки концерна GM – Cadillac. Рама — с поперечиной сзади и мощной Х-образной частью посредине. С 1957 года Cadillac оснащали, правда, более легкой Х-образной рамой.. Такую, кстати, сделали для «Чайки» ГАЗ-13, запущенной в производство чуть позже ЗИЛ-111.
Передняя подвеска ЗИЛ-111 – традиционная для тех лет: двухрычажная, независимая, пружинная с рычажными амортизаторами. Задняя подвеска – на продольных рессорах. Советская передняя подвеска очень напоминает конструкцию Chrysler. Но с важным отличием: у американского аналога были уже телескопические, а не рычажные амортизаторы. Ну, а сзади почти у всех американцев тоже были продольные рессоры.
На ЗИЛ-111 впервые в СССР поставили вакуумный усилитель барабанных тормозов. Этот узел – копия усилителя, который во второй половине 1950-х ставили на автомобили компании Chrysler. Более поздняя версия советского лимузина ЗИЛ-111Г (на заглавном фото) получила новый усилитель, аналог поставили и на «Чайку» ГАЗ-13. Но и этот узел полностью копировал «крайслеровский».
КУЗОВ И САЛОН
История создания стилистики кузова ЗИЛ-111 – поистине курьез! Машину рисовал художник Лев Еремеев, который практически одновременно работал и над горьковской «Чайкой» ГАЗ-13. И автомобили, особенно «с лица» получились очень похожими. Неопытный глаз не сразу различал горьковскую и московскую машину.
Но ведь ЗИЛ по классу был выше «Чайки». Московские лимузины возили членов политбюро ЦК КПСС, а «Чайки» партийных руководителей республик и областей, а также министров. Говорили, что сам Хрущев настоял, чтобы ЗИЛ сделали непохожим на «Чайку». И уже в 1962-м ЗИЛ начал выпуск рестайлинговой версии ЗИЛ-111Г. Теперь можно было четко увидеть: какого ранга руководитель едет.
Не менее забавно, что по дизайну ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 – очень близки к американскому Packard Patrician. Этот автомобиль, в числе многих других иномарок, показывали на закрытой ведомственной выставке в НАМИ в 1956-м. Фирма Paсkard в эти годы переживала уже далеко не лучшие времена, дизайн ее моделей был совсем не передовым и далеко не самым модным в США. Жить компании оставалось совсем немного.
А выбор советских стилистов, вероятно, объясняется тем, что именно автомобили Packard многие годы любили высшие руководители СССР во главе со Сталиным. Именно Packard лежал в основе ЗИС-110. Так, что не исключено, что новый ЗИЛ и «Чайку» писали с этого американского автомобиля по инерции. Не исключено, также, что советских стилистов привлекла еще и консервативность дизайна Packard, который выглядел скромнее и строже большинства американских ровесников.
Салон ЗИЛ-111, поражавший тех кто видел автомобиль на выставках роскошью и обилием хрома, во многом заимствовали у автомобилей Cadillac. В частности, от этой американской машины «размашистый» спидометр ЗИЛа.
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ
Двигатель ЗИЛ-111 — V8 рабочим объемом 6 литров (100х95 мм) развивал 200 л.с. при 4200 об/мин. Очень большая по тем временам мощность, даже в сравнении с заокеанскими аналогами.
Концептуально и конструктивно двигатель ЗИЛ схож с мотором Chrysler объемом 354 кубических дюйма, то есть — 5,8 л (100х92 мм). Такой агрегат ставили, в частности, на Chrysler Imperial 1953 года, который, среди других аналогов, был в распоряжении московских инженеров. Кстати, именно дефорсированный до 150 л.с. аналог двигателя ЗИЛ-111 ставили и на грузовики московского завода. Модернизируя, мотор на ЗИЛе выпускали почти полвека.
На ЗИЛ-111 впервые для завода применили двухступенчатую автоматическую коробка передач. Она — практически копия «крайслеровского» агрегата Power Flite, дебютировавшего еще в 1952-м году. Автоматической коробкой передач ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 управляли с помощью кнопок. Помимо кнопок Н – нейтраль, Д –движение и З.Х. — задний ход, на ЗИЛе была кнопка П – пониженная передача. При ее нажатии вторая скорость не включалась. Положения «паркинг» не было, поэтому пользоваться ручным тормозом было обязательным.
Необычный блок управления с тросовым, кстати, приводом тоже скопировали с Chrysler. Именно эта фирма непродолжительное время увлекалась кнопочным управлением автоматической коробки.
ПАККАРД КРАЙСЛЕРОВИЧ ЗИЛОВ
Лозунг 1950-х, запущенный в мир Хрущевым: «Догнать и перегнать Америку!» в автомобилестроении конца 1950-х отчасти, действительно, воплотили в жизнь. Но не без помощи самой Америки.
Копируя, в той или иной мере, заокеанские образцы ЗИЛ-111 и «Чайка» ГАЗ-13, действительно, и внешне, и по технике выглядели на фоне аналогов очень прилично. Но, конечно, ни в коем случае их не перегоняли. Скажем, на Cadillac в те годы в качестве опции ставили уже задние подвески на пневмобаллонах. Да и телескопические амортизаторы были нормой.
А главное – за океаном подобные автомобили делали миллионами. А ЗИЛ-111 был эксклюзивной штучной машиной лишь для полутора десятков самых высших руководителей СССР.