Как испытывали МАЗ-512 в условиях Крайнего Севера: что ломалось и как устраняли неполадки
Как испытывали МАЗ-512 в условиях Крайнего Севера: что ломалось и как устраняли неполадки

Как испытывали МАЗ-512 в условиях Крайнего Севера: что ломалось и как устраняли неполадки

❤ 254 , Категория: Новости авто,   ⚑

В 1964 году экспериментальный цех Минского автозавода подготовил протокол об испытаниях МАЗ-512 в условиях Крайнего Севера. Эксплуатация проводилась зимой 1963–1964 гг. на тех же маршрутах, где работали машины автохозяйства с таким же обслуживанием и хранением. В отчете набралось 47 страниц машинописного текста! Что же ломалось в МАЗ-512 и как устраняли неполадки? Давайте посмотрим.
Как испытывали МАЗ-512 в условиях Крайнего Севера: что ломалось и как устраняли неполадки

Александр Трохачёв

В описании значилось, что грузовой автомобиль МАЗ-512 предназначен для перевозки массовых и крупногабаритных грузов по дорогам с твердым покрытием в условиях Крайнего Севера. Для обеспечения нормальной работы при низкой температуре окружающего воздуха он получил дополнительную тепловую изоляцию кабины и двойные ветровые стекла и стекла дверей. Конструкция предусматривала обогрев топливного бака и аккумуляторных батарей выхлопными газами. Отопитель кабины работал от системы охлаждения двигателя. Шины, уплотнители, манжеты, чехлы и другие резинотехнические изделия были выполнены из морозостойкой резины. Бортовой кузов заводчане снабдили брезентовым тентом.

Испытаниям подвергли два автомобиля МАЗ-512, оборудованных предпусковым подогревателем двигателя и отопителем кабины, не зависящим от работы мотора. Местом проведения заводских испытаний выбрали районы Северо-Восточного Совета народного хозяйства (СНХ).

Как испытывали МАЗ-512 в условиях Крайнего Севера: что ломалось и как устраняли неполадки
МАЗ-505 4х4, позже понадобились и полноприводные.

Отчет об экспериментальной работе (именно так тогда именовали совокупность различных видов испытаний) составлял главный конструктор М. Высоцкий, а программу утверждал главный инженер Минского автозавода Б. Клепацкий. В принципе, это была расширенная служебная записка по результатам ранее утвержденной программы заводских испытаний МАЗ-512. Их проводили в соответствии с Гостехпланом на 1963–1964 гг. И, конечно, в начале этой многотрудной работы никто из заводчан не знал, чем все закончится.

Как испытывали МАЗ-512 в условиях Крайнего Севера: что ломалось и как устраняли неполадки
МАЗ-505 с прицепом.

ЦЕЛЬ ИСПЫТАНИЙ

Трудно поверить, но спустя более 55 лет с момента составления официальных бумаг экспериментального цеха они сохранились! А ведь могли быть списаны по истечению срока хранения, сданы в макулатуру, утеряны или сожжены на заднем дворе. К счастью, этого не случилось, и в XXI столетии можно заглянуть на кухню творцов грузовой техники МАЗ в специальном «северном» исполнении.

Читайте также:  Brabus подготовили новый пакет для Mercedes A-Class
Как испытывали МАЗ-512 в условиях Крайнего Севера: что ломалось и как устраняли неполадки
МАЗ-505. Модель 1:43 от мастерской Ad-Modum.

Цели заводских испытаний насчитывали девять пунктов. Прежде всего, это проверка автомобилей на соответствие техническому проекту. Вторым пунктом шло составление весовой и размерной характеристики грузовиков по ГОСТ 6875‑54. По этим же нормативам требовалось определить динамику, тормозные свойства и топливную экономичность. Само собой, в программу включили проверку приспособленности и работоспособности агрегатов, узлов и деталей конструкции каждого из тестируемых МАЗов.

Как испытывали МАЗ-512 в условиях Крайнего Севера: что ломалось и как устраняли неполадки
МАЗ-500Ш, 1964 год.

Особое внимание создателей «северного» грузовика было обращено на определение эффективности работы системы охлаждения, питания и смазки двигателя, а также отопления кабины. Морозоустойчивые «зубры» проверялись на работоспособность изделий электрооборудования и приборов с питанием от бортовой сети, а также определение состояния неметаллических элементов конструкции. Отдельным пунктом шло определение условий работы водителя. А итогом проделанной работы должен был стать перечень объема необходимой конструкторской доработки.

Как испытывали МАЗ-512 в условиях Крайнего Севера: что ломалось и как устраняли неполадки
МАЗ-500 с прицепом МАЗ-886А, 1963 год.

ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ

Заводские испытания МАЗ-512 состояли из лабораторных, лабораторно-дорожных и пробеговых испытаний в заданных условиях эксплуатации. Автомобили должны были пройти 15 000 км, в том числе 10 000 км в автохозяйствах, расположенных в районах Северо-Восточного СНХ. Допускалось проведение лабораторных и лабораторно-дорожных испытаний в средней полосе СССР. А вот проверка эксплуатацией была устроена в течение одного зимнего периода 1963–1964 гг. Автомобили работали на тех же маршрутах, что и обычные грузовики автохозяйства. Используемые ГСМ для тестируемых автомобилей соответствовали требованиям ТУ, а техническое обслуживание проводилось в полном соответствии с существующими положениями. Никаких внеплановых ТО не проводили, и самодеятельность была категорически запрещена.

Как испытывали МАЗ-512 в условиях Крайнего Севера: что ломалось и как устраняли неполадки

Например, лабораторные испытания проводили в объеме, предусмотренном разделами VI, VII, VIII ГОСТ 6875‑54. Лабораторно-дорожные «пытки» устроили по разделам IX, X, XI того же ГОСТа. После этого проводили заключительный осмотр с разборкой отдельных узлов и проверяли регулировки по действующим отраслевым нормативам. Никаких тепличных условий для тестируемых машин не создавали: даже их хранение было таким же, как и для грузовиков автохозяйства.

Как испытывали МАЗ-512 в условиях Крайнего Севера: что ломалось и как устраняли неполадки
МАЗ-500Г. Длинная база, модель 1:43 от Ad-Modum.
Как испытывали МАЗ-512 в условиях Крайнего Севера: что ломалось и как устраняли неполадки
МАЗ-500Г. Модель 1-43 от Ad-Modum.

ДОЛОЙ НЕДОСТАТКИ!

Самая важная часть финального отчета — таблица с содержанием замечаний и выявленных недостатков и мероприятия по их устранению. Например, выяснилось, что заводской бак слишком мал по объему; в качестве решения предложили установить дополнительный резервуар. Недостаточной оказалась емкость штатных аккумуляторов. Было предложено установить АКБ увеличенной емкости и предусмотреть возможность пуска двигателя от внешнего источника.

Читайте также:  Женева 2018: Mazda показала новое поколение шестой серии
Как испытывали МАЗ-512 в условиях Крайнего Севера: что ломалось и как устраняли неполадки
МАЗ-500 с тентом.

На практике стало ясно, что неудобен монтаж подогревателя ПЖД-400: его выполнили «по месту». Не была предусмотрена возможность использования воды. Специалисты предложили переработать чертежи и сделать спецификации на установку подогревателя ПЖД-400, предусмотрев разъединительные краны от системы охлаждения для удобства обслуживания.

Как испытывали МАЗ-512 в условиях Крайнего Севера: что ломалось и как устраняли неполадки
Он же на цветной фотографии.

Ненадежным в работе показал себя плоский глушитель. У него не было регулировки интенсивности подогрева топливного бака и аккумуляторов, отсутствовал и двухсторонний выхлоп. Было предложено усилить глушитель, предусмотреть возможность регулировки тепла для обогрева топливного бака и АКБ, сделать выхлоп двухсторонним.

Как испытывали МАЗ-512 в условиях Крайнего Севера: что ломалось и как устраняли неполадки
МАЗ-5335 — наследник МАЗ-500.

При низких температурах реальностью стало переохлаждение моторного масла в поддоне двигателя. Для устранения данного недостатка предложили простое и недорогое решение: для защиты поддона от встречного ветра установить металлический отражатель. Во время низких температур при движении со скоростью 60–70 км/ч переохлаждалась система охлаждения. И здесь испытатели предложили вместо жалюзи установить шторку радиатора.

Большое внимание было уделено мелочам. Скажем, стандартная 20‑литровая канистра вставала в кронштейн пробкой вниз и давала течь. Вывод стал очевиден: изменить конструкцию кронштейнов крепления канистры. Заводские водители отметили недостаточную прочность буксирного троса и неудобство его крепления. Показаниями к устранению недостатков стало увеличение диаметра троса и переработка его крепления.

ЗАМЕЧАНИЯ ПО КАБИНЕ

Как испытывали МАЗ-512 в условиях Крайнего Севера: что ломалось и как устраняли неполадки
Усовершенствованный вариант кабины 500-го семейства.
Как испытывали МАЗ-512 в условиях Крайнего Севера: что ломалось и как устраняли неполадки
Усовершенствованный вариант кабины 500-го семейства.
Как испытывали МАЗ-512 в условиях Крайнего Севера: что ломалось и как устраняли неполадки
Рубрики
наверх