К итайская компания Qoros представила на автосалоне в Гуанчжоу хэтчбек Qoros 3 с мотором Qamfree без распределительных валов. Это не первый автомобиль данной марки, в виде опыта оснащённый агрегатом с технологией газораспределения от шведской фирмы FreeValve AB. Однако хэтч станет первенцем экспериментальной партии машин, которая в конечном счёте позволит Коросу поставить данный экзотический мотор на поток.
Напомним, FreeValve AB — это сестринская компания фирмы Koenigsegg. Казалось бы, именно на шведских суперкарах необычный привод клапанов смотрелся бы уместно. И всё же внедрение разработки в серию начнётся с массовых легковушек. Фирма Qoros пообещала, что доведёт идею до конвейера, не назвав, впрочем, ни точных сроков, ни первую модель с таким двигателем. Зато теперь раскрыты характеристики опытного двигателя.
Шестнадцатиклапанный турбомотор 1.6 Qamfree выдаёт 230 л.с. и 320 Н•м. По сравнению с обычным двигателем Qoros 1.6 Turbo (он послужил основой для конструкции) мощность опытного аналога оказалась выше на 47%, максимальный крутящий момент — на 45%, а расход топлива ниже на 15%. Такого преимущества удалось добиться за счёт очень точного управления не только временем открытия и закрытия каждого клапана (как на впуске, так и на выпуске), но и высоты их подъёма. Схожая гибкость может быть достигнута и с помощью других механизмов, но довольно сложных. А Qamfree выделяется компактностью и большой широтой настроек.
Qamfree короче классического турбомотора того же рабочего объёма на 70 мм и ниже на 50 мм, а также легче на 20 кг. Установка актуаторов избавила «четвёрку» от корпуса дроссельной заслонки, перепускного клапана для регулировки давления наддува, распределительных валов и их приводов вместе с обычной системой изменения фаз, крышки системы газораспределения, одного из нейтрализаторов и ряда других деталей. При этом система впрыска установлена сравнительно простая и недорогая — распределённая.
Фирме Qoros вместе с инженерами из Швеции ещё предстоит оптимизировать конструкцию системы, убедиться в её долговечности, подстроить под повышенную тягу «робота» (конечно, при помощи партнёра Getrag), отработать массу технологических и производственных вопросов. В итоге моторы Qamfree могут стать более доступной и простой альтернативой другим методам снижения расхода топлива и вредных выбросов, таким как гибридные установки.