Содержание
Сегодня сложно отыскать автомобиль, в котором не было бы кондиционера. Как и любой иной узел, автомобильный кондиционер нуждается в правильной эксплуатации, а при необходимости – своевременном ремонте. Основная задача водителя – вовремя распознать возникновение неисправности, предпринять действия для ее устранения и выполнить ремонт автокондиционера своими руками, а лучше сразу обратиться за помощью к специалистам.
Предлагаю для начала разобраться, как устроена система автомобильного кондиционирования.
В целом схема работы всех автомобильных кондиционеров довольно проста и схожа. На большинстве авто компрессор с электромагнитной муфтой приводится от мотора ремнем. На гибридных и электромобилях он может иметь механический привод от электродвигателя. В качестве хладагента в кондиционерах выступает специальная разновидность газа, относящаяся к группе фреонов.
Принцип работы кондиционера аналогичен принципу функционирования холодильника. Герметичная система заполнена маслом и хладагентом. В ее состав входит целый ряд компонентов: ресивер-осушителя, вентилятор, конденсатор, терморегулирующий вентиль и испаритель. Все они соединены между собой трубками.
В системе должно быть стабильно определенное давление, которое контролируется специальными датчиками в комплексе с электронным блоком управления. Если все работает исправно, кондиционер должен приносить пользу в любое время года: летом – охлаждать, зимой – эффективно бороться с запотеванием стекол.
Неисправности автокондиционера могут быть различными, поскольку он все время подвержен перепадам температуры и вибрации. Не всегда поломку можно обнаружить воочию. В связи с этим необходимо своевременно проходить диагностику, ведь чем быстрее обнаружиться поломка, тем оперативнее и дешевле осуществляется ее ремонт.
Основным признаком, по которому можно определить выход их строя компрессора – появление ощутимого шума компрессора и явные масляные потеки на его поверхности. Это происходит по причине разгерметизации и утечки хладагента из-за трещин на корпусе, изношенной прокладки или поломке самой магистрали. Также возможна данная неисправность, если изношен или ослаблено натяжение приводного ремня, изношен сальник вала или в систему попала грязь, а также при нарушении электрических цепей. Если не устранить данные неисправности своевременно, это может привести к заклиниванию компрессора.
Принцип его работы заключается в том, чтобы охлаждать хладагент, который в свою очередь охлаждает воздух, поступающий в салон автомобиля. Если конденсор очень грязный, он перестанет достаточно охлаждать хладагент, как результат – климатическая система начинает произвольно отключаться. В данном случае необходимо в срочном порядке провести чистку радиатора кондиционера, поскольку в следствии перегрева повышается давление в системе. Однако стоит помнить, что радиатор изготовлен из алюминия. Этот металл очень хорошо поддается окислению, особенно если этому еще и помогают различные реагенты. Спустя некоторое время в нем возможно появление трещин, через которые может выходить фреон. Если повреждения незначительные, их можно ликвидировать при помощи аргонной сварки, если большие – только замена радиатора.
К этому узлу необходимо относиться с особым вниманием, поскольку от него может зависеть и ваше здоровье. Если случилось так, что вы заметили снижение эффективности работы кондиционера, неизвестно откуда взявшуюся воду в салоне или неприятный запах, скорее всего причина кроется именно в испарителе. В результате работы испарителя на его поверхности образовывается конденсат, который через специальную систему отводов выводится за пределы авто. На испарителе всегда есть влага, а если к ней добавится еще и грязь, образуются болезнетворные микробы и бактерии, которые могут попасть в организм человека. Очень важно, чтобы воздушный фильтр салона был всегда чистым, испаритель необходимо обрабатывать специальными антисептическими средствами, а трубки слива влаги не должны быть повреждены или закупорены грязью.
Фильтр-осушитель, как и любой иной фильтр, предназначен для фильтрации и удаления из системы влаги. Кроме того, он должен очищать хладагент от продуктов износа компрессора. Признаками неисправности, а точнее его загрязнения, может быть обмерзание шлангов или самопроизвольное отключение кондиционера. Тут совет довольно просто и логичен – необходимо хоть раз в год проводить его замену.
Выход из строя ТРВ встречается крайне редко. Вентиль выполняет функцию контроля и регулирует поступление хладагента в зависимости от его температуры и давления в системе. Симптомами выхода его из стоя выступают цикличность работы кондиционера, перебойное поступление охлажденного воздуха, обмерзание шлангов и самопроизвольное выключение агрегата. Причинами неисправности могут быть механическое повреждение расширительного клапана, неправильная регулировка, загрязнение системы снаружи, а также наличие в системе воздуха или воды.
Суть его работы заключается в том, чтобы выключать систему при критических показателях давления хладагента. Спровоцировать его неработоспособность может как неполадка электроники (реле, контакты, предохранитель), так и механическое повреждение (как правило, загрязнение). При выходе его из строя система может самопроизвольно отключаться или работать с перебоями.
Самой распространенной неисправностью автомобильного кондиционера является утечка фреона. Как правило, это связано с повреждением трубопровода или уплотнителей.
Трубопроводы в автокондиционере могут быть как алюминиевыми, так и резиновыми. При повреждении первых можно устранить неполадку с помощью аргонной сварки. Однако бывает, что это просто невозможно физически, поскольку сам трубопровод вмонтирован в раму авто и для устранения повреждения необходимо выполнить большой объем работы по демонтажу, а это дополнительные средства и время. Что касается резиновых шлангов, тут один единственный выход – замена на новые. Необходимо помнить, что при замене резиновых шлангов, необходимо устанавливать только оригинальные, поскольку иные могут привести к дополнительным поломкам кондиционера, да и срок службы у них меньше.
Уплотнители необходимо менять каждый раз, когда проводится ремонт кондиционера. Это устранит проблему преждевременной разгерметизации системы.
Лучше не заниматься ремонтом самостоятельно, а сразу обратиться к профессионалам.