Посмотрим, чем на этот раз удивят ситроеновцы, а они обязательно удивят, должны удивить, потому что вся история «двойного шеврона» — это гремучая смесь нестандартных технических решений и чисто ситроеновских стилистических «фишек», новаторства на грани эпатажа и финансового риска, что в сумме дает автомобиль «не как у всех». А иначе не интересно. Французы вообще многое делали по-своему, а CITROЕN — особенно. Почти каждая модель — революция в дизайне и технике, веха в истории автомобилизма. И — холодный душ для конкурентов.
Таким был появившийся в 1934 году CITROЕN Traction Avant — один из первых в мире массовых автомобилей с передним приводом и цельнометаллическим несущим кузовом. Такой была несравненная «Богиня» DS 19 — машина с фантастическим дизайном, гидропневматической подвеской, полностью гидравлическим рулевым управлением и рядом других революционных новшеств, концентрация которых на единицу техники была немыслимой для 1955 года, когда машину официально представили публике. И даже CITROЕN 2CV, эта едва ли не самая дешевая в мире микролитражка, которую за довольно забавную внешность прозвали «гадким утенком», но за нее же и полюбили, имела несколько оригинальных конструктивных особенностей и продержалась на конвейере более 40 лет! А сколько в наше время было замечательных моделей и концептов! И за всем этим маячила тень основателя компании Андре Ситроена — человека, обладавшего инженерным талантом, деловой хваткой и способностью предвидеть автомобильное будущее.
Французы, помимо того, что придумали французский поцелуй, шампанское, синематограф, рельефно-точечный шрифт для слепых, майонез, акваланг и прочие полезные вещи, внесли огромный вклад в автомобильную индустрию. Даже большинство профильных терминов заимствовано из французского языка: «автомобиль» (automobile), «мотор» (moteur), «трансмиссия» (transmission), «карданный вал» (arbre de transmission), «торсион» (torsion), «форсунка» (injecteur de carburant), «тяга Панара» (bielle de guidage barre Panhard)… «Седан» (sedan) — тоже чисто французское слово. И седан C4 — чистокровный «француз», хотя и с нашей «пропиской». Более того, это чистейший CITROЕN со всеми его фирменными штучками и неподражаемым шармом.
А как здорово, все-таки, получилось! Взял за основу прежний кузов, дизайнеры несколькими акцентированными штрихами придали седану столько свежести и внешней раскованности, что смотришь на него как на абсолютно новую модель. И все это — благодаря основательно переработанной передней части. Она в C4 настолько оригинальна, что аналогов, пожалуй, не найдешь: видоизмененные шевроны находят свое продолжение в огромных, далеко заходящих на крылья фарах головного света, которые в высшей комплектации Ultimate Shine являются полностью светодиодными (для массового автомобиля это, согласитесь, пока редкость).
Вся эта конструкция вместе с новой решеткой радиатора представляет собой единое целое, но есть нюанс: светодиодные ходовые огни воспринимаются как элемент передней светооптики, на деле же они заключены в контур двойного шеврона и разнесены по его краям. Вот вам еще одна «фишка» CITROЕN. Эффект от нее просто гипнотический, потому что ты пытаешься понятий что и откуда проистекает, и одновременно наслаждаешься необычностью дизайнерской находки.
Новый передний бампер примерно пополам «разрезан» вытянутым почти до колесных арок воздухозаборником. Вместе с эффектной комбинацией эмблемы, решетки радиатора и фар головного света он визуально делает кузов шире, чем он есть на самом деле, добавляя С4 солидности, а это — один из главных признаков «правильного» седана. За такую лихость без тормозов ставим CITROЕN пятерку с жирным плюсом.
Сзади новый С4 отличается от предшественника только фонарями, которые практически не изменили контура, но приобрели объемность. В предмаксимальной комплектации Shine они идут со встроенными светодиодами. Вот, пожалуй, и все внешние различия. Но дело-то не в их количестве, а в качестве. Не замахиваясь на глобальные, затрагивающие кузовные панели, изменения, делаия, казалось бы, обычный рестайлинг, ситроеновцы не смогли отказаться от старых «привычек», привнеся в экстерьер толику необычного, за что им — почет и уважение.
За интерьер, эго отделку — отдельный респект. Начнем с того, что пластик кругом — мягкий, а это — характерная черта автомобилей более высокого класса. Я постучал по торпедо в полной уверенности, что оно эхом отзовется. Да ничего подобного. Причем, материал передней панели — податливый, пластичный, рождающий очень приятные тактильные ощущения. То же самое — на внутренней поверхности двери, дизайн которых не изменился. Передние стеклоподъемники — автоматические, ну, значит, на задних сэкономили. А вот и нет, такой режим имеется и у них!
Обманываться рад. Но когда-то это должно закончиться. Вот — центральный подлокотник, прикрывающий бокс. Наверняка крышка не сдвигается вперед, и положит на нее я смогу лишь только локоть, а не все предплечье. Но оказывается, что она подвижна, да еще немного смещается вверх. Удобно и правильно.
Вот — комбинация приборов с ободками под алюминий. Спидометр, тахометр, уровень топлива в баке и прочие указатели — цифровые, и все они светятся синим цветом средней насыщенности. А могут стать совершенно синими. Или белыми. Это зависит от того, какую подсветку шкал ты выберешь — есть здесь такая функция, которой не найдешь ни у одного из конкурентов. Ну, просто потому, что она не обязательная. В голову никому не придет предлагать ее на массовом автомобиле. Дизайнерам из CITROЕN такая мысль пришла, потому что, по их мнению, комфорт должен быть стильным. В самом деле, периодически, играя светом, ты как бы обновляешь ставший таким привычным интерьер. Ситроеновская «фишка»…
Возьмем мультифункциональный, обтянутый кожей и «подрезанный» снизу руль. По конфигурации — спортивный, но по размеру… Спрашивается, зачем такая большая «баранка»? А затем, что это — CITROЕN, который лучше знает, что нужно ему и нам. Может, он прав: я об это рулевое колесо увеличенного диаметра не «спотыкался», крутил с тем же удовольствием, как и ехал — в сопровождении хорошей музыки, которую подбирал, манипулируя спорт-функциями на улучшенном 7-дюймовом сенсорном экране мультимедийной системы Touch Drive, поддерживающей протоколы Apple CarPlay и MirrorLink, и выводящей на монитор картинку с камеры заднего вида.
Что еще? На центральной консоли поубавилось кнопок, и стала она выглядеть как-то собраннее. Паз селектора автоматической коробки передач отныне прикрыт чехлом из натуральной кожи, сам же набалдашник имеет другой, на мой взгляд, более симпатичный дизайн. Объясняется это просто: CITROЕN C4 Sedan получил 6-ступенчатую автоматическую коробку передач нового поколения, которая пришла на смену устаревшему 4-диапазонному «автомату». Но об этом чуть позже.
А это что такое? Колесико регулировки подогрева передних сидений «спрятано» в нишу перед рычагом КПП и до нее надо тянуться. Кнопка пуска двигателя, доступная в максимальных комплектациях, расположено слева от руля. Но небрежности здесь я не вижу, очередную «фишку» — пожалуй. К тому же, это так это так по-ситроеновски!
Пересаживаюсь назад, убеждаясь на себя, что хорошо отформованный диван с углом наклона спинки в 29 градусов, запас пространства в области коленей дают возможность расслабиться и отдохнуть. Хотя, сама по себе машина не очень большая: длина, ширина, высота равны 4644, 1789,1518 мм, но база 2708 мм как раз и позволяет так удачно организовать внутреннее пространство.
Спинка складываются в пропорции 60:40, при этом она не имеет центрального подлокотника, что для седана выглядит непривычным, но только не для CITROЕN, у которого свой взгляд на удобства и эргономику. В целом же, интерьер С4 — один из лучших в классе: сама его архитектура, подгонка панелей, качество материалов создают атмосферу уюта, чем могут похвастать не все, даже самые грозные конкуренты.
Новый C4 седан получил несколько новых систем, значительно расширивших функционал машины, хотя и его предшественник, который все еще продается, также упакован весьма неплохо. Более того, по ряду позиций — полное совпадение. Однако Citroen пошел на кардинальный шаг, сменив названия всех комплектаций.
Dynamique, Tendance, Optimum, Exclusive, Exclusive Plus, в которых предлагалась дореформенная модель, уступили место Live, Feel, Feel Edition, Shine, Shine Ultimate.
Live, как известно, жизнь, feel — чувства, shine — свет. Сложно получается, я бы сказал, концептуально. Ах, эти парни из Citroen! Они не просто повесили новые «вывески», но наполнили их актуальным содержанием. Причем, сделали это с чисто ситроеновской элегантностью: опций добавили — цены не повысили, а если быть совершенно точным, то даже снизили.
Начальная версия нового С4, оснащенная 115-сильным бензиновым двигателем и 5-ступенчатой МКПП, стоит дешевле, за предшествующая модель, которая не отличается по энерговооруженности и набора оборудования. Минус несколько тысяч — очень хорошо. Если пройдемся по всем остальным комплектациям, то увидим примерно то же самое. Даже топовая версия, которая оценивается и предлагается только со 150-сильной бензиновой турбочетверкой и 6-ступенчатой АКПП, на несколько тысяч дешевле будет.
В базовом оснащении имеются фронтальные подушки безопасности, ESP и еще несколько электронных ассистентов, включая интеллектуальную систему контроля тяги, антипробуксовочную систему, а также системы распределения тормозных усилий и помощи при экстренном торможении. Плюс зеркала заднего вида с электроприводом и обогревом, светодиодные фары в нижней части переднего бампера, а за дополнительные деньги — CD-проигрыватель с поддержкой MP3, Bluetooth и USB.
Начиная с версии Feel к ним присоединяются подогрев передних сидений, передние парктроники, бортовой компьютер, дневные ходовые огни, но настоящий апофеоз наступает в топовом исполнении Ultimate Shine. Здесь есть все: камера заднего вида, мультимедийная система Touch Drive, подогрев всей поверхности лобового стекла, форсунок омывателей, датчики света и дождя (доступны также в предмаксимальной комплектации), светодиодные противотуманные фары с функцией создать расширенный освещения поворота, навигация и — абсолютные для С4 новинки: мониторинг слепых зон, система помощи при парковке, еще 17-дюймовые легкосплавные диски Tom.
В CITROЕN полагают, что наиболее популярной будет средняя по старшинству версия Feel Edition. Между прочим, для этого есть все основания. Во-первых, она отлично экипирована (двухзонный «климат» и все такое), а ряд позиций, например, мультимедийная система с музыкой и всеми делами, пакет Visibility (подогрев лобового стекла, датчики света, дождя и прочее) предлагаются в качестве опций. Во-вторых, только в этой версии доступны все три двигателя, включая 1,6-литровый 115-сильный турбодизель (только с 6-ступенчатой МКПП), которым предшественник нынешнего С4 не располагал. Это — одно из главных новшеств CITROЕN С4.
Бензиновый мотор мощностью 120 л. с. сошел с дистанции вместе с 4-ступенчатой АКПП, его место в моторной линейке занял 115-сильный агрегат. Позиции наддувного бензинового мотора, выдающего 150 л.с. остались незыблемы. Но теперь он предлагается только в трех старших комплектациях и, как прежде, только с «автоматом».
Наконец, CITROЕN С4 серьезно адаптирован для наших условий эксплуатации: у него — почти кроссоверный дорожный просвет (176 мм), металлическая защита картера, бачок стеклоомывателя увеличенной емкости, подготовка для «холодного» пуска двигателя, увеличенные воздуховоды, подводящие тепло к ногам задних пассажиров, упомянутые выше различные датчики, подогрев и так далее. И — багажник объемом 440 литров, в «подполе» которого разместилась полноразмерная запаска.
Конечно, хотелось бы опробовать в деле турбодизель — самый тяговитый агрегат в моторной линейке C4, но тестовый автомобиль был представлен комплектацией Feel Edition c 1,6-литровым атмосферником мощностью 115 л.с., который теперь предлагается и с новой 6-ступенчатой АКПП. Тоже вариант, причем, как уже отмечалось, потенциально подходящий: платишь 1 081 000 и получаешь почти все радости жизни плюс массу положительных эмоций, которые дает поездка.
Приятно, что я могу поднять сиденье на комфортную для меня высоту, отрегулировать руль в обеих плоскостях и, притопил педаль акселератора, довольно энергично стартовать. И в этом есть изрядная заслуга новой коробки EAT6 фирмы Aisin, которая отличается скорострельностью и плавностью работы, быстро переключаясь вниз и, по ощущениям, незаметно — вверх. Однозначно машина едет лучше, чем с дорестайлинговой четырехступкой: динамики вполне хватает и для перестроения, и для обгона. Резких ускорений тандем мотора и АКПП, конечно, не обещает, однако если будешь энергично работать «газом» — точно не заскучаешь.
Но больше всего порадовала подвеска (передняя — независимая пружинная McPherson, задняя — полузависимая пружинная, с телескопическими амортизаторами, со стабилизатором поперечной устойчивости). Складывается впечатление, что в основном инженеры CITROЕN колдовали именно над ней — настолько безразличен седан к неровностям дорожного полотна. Впрочем, так оно и есть: на С4 установлены новые амортизаторы, применены шаровые опоры с улучшенными характеристиками, что в сумме и дает совершенно роскошную езду.
С торчащими из дороги рельсами, мелкими и крупными выбоинами, противной асфальтовой «гребенкой» подвеска С4 разбирается быстро и эффективно, обеспечивая водителю и пассажирам «галантерейное» обхождение. Раскачка, крены кузова почти не заметны. Не трясет, дух не вышибает. Не гремит. Новый седан — довольно тихий автомобиль: голосов мотора и ветра почти не слышно, они прорываются в салон на скорости ближе к 120 километрам в час, но слух не раздражают. Чем не оптимальный вариант.
Автор: Александр Шеронов