Содержание
«Мерседес G-Класса» можно назвать загадочным автомобилем. Созданный сугубо утилитарным для любителей месить грязь, а также для армии, полиции и спасательных служб, он со временем обрел и совсем иных почитателей – вплоть до мамаш с маленькими детьми, которые увидели в его брутальном образе надежного защитника. Важно отметить, что за сорок лет, прошедшие с момента выхода «Гелика» на рынок до сегодняшнего дня, этот образ ни капельки не изменился.
«Новый G-Класс – это тот же G-Класс, только еще лучше» /Ола Каллениус, член Правления концерна Daimler AG, ответственный за научные исследования и опытно-конструкторские разработки в подразделении Mercedes-Benz Cars.
Договор о сотрудничестве между концерном Daimler Benz AG и конгломератом Steyr-Daimler-Puch из австрийского города Грац, предусматривающий разработку и производство внедорожника, был подписан в 1972 г. Проектируемый автомобиль должен был отличаться незаурядными проходимостью, надежностью и прочностью при достаточно высоких для тех времен уровнях безопасности и комфортабельности.
Новый G-Класс не только внешне почти не отличается от предыдущего, но и сохранил основные черты своих исторических прототипов.
Дебют G-Класса на рынке состоялся весной 1979 г., хотя в то время автомобиль так еще не назывался. Покупателям были предложены четыре варианта мотора с диапазоном мощности от 72 до 156 л.с. и выбор между универсалом с короткой или длинной колесными базами и кабриолетом с короткой базой. Сборка Мерседеса G-Класса» началась на заводе в Граце.
В дальнейшем эволюция машины проходила по двум направлениям – увеличение мощности двигателя и улучшение качества отделки интерьера, вплоть до роскошной. Это, по-видимому, и привлекло к G-Класса новые категории покупателей, которые увидели в нем неординарный автомобиль на все случаи жизни.
В 1993 г. внедорожник обрел свое современное имя – G-Класс. А в 2004 г. на рынке появилась модель G 55 AMG Kompressor, созданная отделением Mercedes-AMG, с мотором мощностью 476 л.с. и крутящим моментом 700 Нм. Такой двигатель наделил внедорожник неведомой доселе динамикой, что позволило обнаружить дополнительный коммерческий потенциал, скрытый в этом автомобиле. Повторюсь: его облик, как и основы конструкции, все это время сохранялись. Правда, если иметь в виду обычных частных потребителей, то производитель постепенно сосредоточился в основном на пятидверном кузове.
Основу конструкции «Гелендвагена» все прошедшие годы составляли детали и узлы, продиктованные эго изначальным вездеходным предназначением: рама лестничного типа; кузов с простыми панелями, легко поддающимися ремонту; полноприводная трансмиссия с понижающей передачей и тремя блокируемыми дифференциалами; а также зависимая как спереди, так и сзади подвеска с неразрезными мостами.
Mercedes-Benz G 350 d – не только точка входа в G-Класс, но и оптимальный по своим параметрам вариант.
Утилитарный подход отразился на внешности G-Класса. Сегодня, скорее всего, уже каждому знакомы рубленые формы эго необычно высокого кузова, наружные петли дверей и накладного капота, а также запаска, повешенная на дверь багажного отделения. Весьма оригинально по сравнению с другими автомобилями смотрится и лобовое стекло, имеющее совсем небольшой угол наклона – такое решение тоже продиктовано функциональностью: водитель, который сидит близко к нему, получает хороший обзор. Стоит, пожалуй, добавить защитные молдинги на кузове и указатели поворотов, расположенные на верхней плоскости передних крыльев. Последнее также имеет объяснение: здесь они меньше забрасываются грязью. И вот что интересно: перечисленные абсолютно рациональные решения привели к тому, что Mercedes G-Класса обрел совершенно уникальный облик – эго, согласитесь, не спутаешь ни с чем! В итоге такая узнаваемость стала настолько важным фактором, что при создании внедорожника теперешнего поколения эго дизайн фактически решили не менять.
Мало того, в новом G-Класса, который был представлен в Детройте в прошлом году, в «Мерседесе» сохранили тот же заводской индекс (W 463), который был у машины прошлой генерации – все ради того, чтобы подчеркнуть их преемственность. И не смотря на то, что у них всего лишь несколько общих деталей: форсунки омывателей фар, классические ручки дверей с кнопкой, кожух запасного колеса и один из кронштейнов кузова.
На самом деле, не смотря на почти полное внешнее сходство с предшественником, у сегодняшнего «Гелендвагена» кузов совершенно другой. Теперь он представляет микст из различных сортов стали и алюминия: например, передние и средние стойки в нем сделаны из высокопрочной стали, в то время как крылья кузова, капот и двери – из алюминия. Такая дифференциация внесла вклад в снижение массы внедорожника на 170 кг.
Крыша теперь приваривается к кузову не методом точечной ссоры, а посредством лазерной, что повышает эго жорсткість и прочность. Увеличению жесткости способствует и вклеивание неподвижных стекол – например, ветрового. Прежде они крепились при помощи уплотнителей. Одновременно вклеивание улучшает коррозионную устойчивость оконных рам.
Кузов сегодняшнего «Гелендвагена» представляет собой микст из различных сортов стали и алюминия.
Кроме того, благодаря вмешательству инженеров из Штутгарта в производственные процессы на заводе в Граце (сейчас он принадлежит компании Magna Steyr) улучшилось качество кузовных панелей и стыков, а также уменьшились зазоры в кузове – настолько, что это сразу бросается в глаза.
Кажется, впервые размер G-Класса по ширине превысил его высоту. Хотя по фото это не заметно.
И все же, вероятно, самым важным изменением в новом G-Классе стало увеличение его размеров: автомобиль прибавил более 5 см в длину и почти 7 см в ширину (не считая расширенных арок колес в версии от AMG). Это не преминуло положительно отразиться на внутреннем пространстве легендарного внедорожника. В частности, пространство для ног в передней части салона выросло на 38 мм, а в задней – на 150 мм. Ширина на уровне плеч в передней части салона увеличилась на 38 мм, а сзади – на 27 мм. Ну, а на уровне локтей интерьер G-Класса стал шире соответственно на 68 мм и 56 мм. Правда, размер багажника при этом уменьшился на 26 л. Теперь его объем составляет 454 литра.
Даже не знаю, какое из упомянутых изменений имеет большее значение. Помните, у прежнего G-Класса водитель всегда упирался плечом в дверь, а руль был смещен вправо относительно педалей? Теперь же, благодаря тому, что сиденье водителя удалось немного отодвинуть от двери, все встало на правильные места. Еще одна проблема: раньше задним пассажирам было весьма неудобно. В новой машино, как видно из вышеприведенных цифр, места для них прибавилось, хотя оно и осталось относительно скромным.
Салон внедорожника стал более просторным и удобным.
И еще: G-Класс W 463, дубль два, полностью соответствует современным нормам безопасности, включая защиту пешеходов. Для этого разработчикам пришлось несколько удлинить нос автомобиля и увеличить расстояние между капотом и двигателем. Кроме того, хитрую конструкцию получили передние «поворотники» — они проваливаются внутрь крыльев при столкновении. Кстати, буквально на днях были опубликованы официальные результаты краш-тестов нового «Гелендвагена». Внедорожник заработал «пять звезд». В этом не было бы ничего особенно удивительного, если бы речь не шла о рамной машино…
Да-Да! В то время как подавляющее большинство внедорожников эволюционировали в сторону кроссоверов, и даже Land Rover отказался от рамных платформ, Mercedes решил сохранить на G-Классе раму лестничного типа. Хотя без изменений в конструкции, конечно, не обошлось. Наибольшие из них связаны с передней подвеской и рулевым управлением.
Передняя подвеска у «Гелендвагена» теперь независимая, на двойных поперечных рычагах. Полагаю, это связано, в первую очередь, со стремлением разработчиков улучшить поведение автомобиля на асфальте – сделать его более маневренным, комфортабельным, динамичным, устойчивым, управляемым. Не случайно подвеску G-Класса специалисты Mercedes-Benz создавали вместе со своими коллегами из Mercedes-AMG. В результате была разработана конструкция, компоненты которой крепятся непосредственно к раме, без использования подрамника – ради повышения жесткости. С то же целью чашки передних амортизационных стоек соединили между собой распоркой.
А, впрочем, инженеры не собирались сдаваться и на бездорожье. Точки крепления нижних рычагов подвески к раме они разместили настолько высоко, что получили отличные параметры геометрической проходимости. Дорожный просвет под передним редуктором у нового G-Класса составляет 270 мм, а в пространстве между осями колес – 241 мм (+ 6 мм). Угол въезда подрос на 1 градус (31 градус), а угол съезда остался прежним – 30 градусов. Угол рампы равен 26 градусов (+1 градус), а угол поперечного опрокидывания увеличился аж на 7 градусов и теперь составляет 35 градусов. Поражает величина преодолеваемого подъема – 100% (45 градусов), а глубина преодолеваемого брода достигает солидных 700 мм. Ход сжатия передней подвески равен 85 мм, отбоя – 100 мм. Аналогичные параметры задней подвески составляют соответственно 82 мм и 142 мм. Задняя подвеска у нового «Гелендвагена» осталась зависимой: эго мост подвешен на четырех продольных тягах и одной поперечной (тяга Панара). Интересно, что здесь (за исключением автомобиля от AMG) отсутствует стабилизатор поперечной устойчивости – такое решение используется с целью увеличения проходимости.
Несущая рама лестничного типа – настоящая реликвия.
Рулевое управление у новой машины совсем другое. На смену червячной передачи пришла зубчатая рейка, а гидравлический усилитель уступил место электрическому. Новый усилитель позволяет выбирать алгоритмы работы рулевого управления (между «Комфорт», «Спорт» или «Бездорожье») и делает возможной работу вспомогательных систем – таких, как, к примеру, система помощи при парковке. Кроме того, электромеханическое рулевое управление потребляет меньше энергии.
9-ступенчатая АКПП, раздатка с понижающей передачей и три 100-процентно блокируемых дифференциала – основные компоненты трансмиссии настоящего внедорожника.
Не смотря на технические новинки, новый «Гелендваген» остается настоящим G-Классом. И не только благодаря раме и подвеске. В автомобиле по-прежнему применяется полноприводная трансмиссия с раздаточной коробкой, имеющей понижающую передачу, и тремя дифференциала со 100-процентной блокировкой – межосевым, передним и задним. Разница заключается в деталях.
Центральный дифференциал у нового G-Класса делит крутящий момент не поровну, а в пользу задней оси (40:60). Это решение улучшает маневренность на дороге и повышает уровень тягового усилия при разгоне. Вторая важная особенность: в «раздатке» изменилось передаточное число. Теперь оно составляет 2.93, а не 2.1, как было прежде. Понижающую передачу можно включить на скорости до 40 км/ч, а обратный переход можно осуществить на скоростях до 70 км/ч. Раздаточная коробка внедорожника унифицирована с пикапами X-Класса. А крепится она прямо к фланцу коробки передач.
Параметры геометрической проходимости у нового G-Класса лучше, чем у предшественника.
В новом G-Классе применяются хорошо знакомые современные девятиступенчатые автоматические коробки передач: 9G-Tronic – в моделях Mercedes-Benz G 350 d и G 500, а также AMG Speedshift TCT – в автомобиле Mercedes-AMG G 63. Агрегаты адаптированы к специфическим условиям эксплуатации этих машин при помощи программного обеспечения.
Версия Mercedes-Benz G 350 d появилась на рынке позже остальных, однако именно ее можно назвать точкой входа в G-Класс. Эта модель оснащается современным рядным шестицилиндровым дизельным двигателем OM 656 рабочим объемом 2.925 куб. см. Данный мотор развивает мощность 286 л.с. в интервале от 3.400 до 4.600 об/мин и крутящий момент 600 Нм при 1.200-3.200 об/мин. Активные опоры двигателя делают такой автомобиль весьма тихим, что улучшает комфорт при поездках на большие расстояния. Комфорту способствует и широкий диапазон передаточных чисел в коробке. Кроме того, она отрегулирована таким образом, чтобы внедорожник лучше реагировал на педаль акселератора при включенной первой передаче. Это понравится покупателям, к примеру, при старте светофора, уверены разработчики автомобиля. Версия с дизельным двигателем стала значительно подвижней во время коротких спринтов при частичной нагрузке.
И, конечно, такая модификация весьма эффективна. Mercedes-Benz G 350 d способен набрать «сотню» за 7.4 секунды и разгоняется почти до 200 км/ч. При этом расход топлива в смешанном цикле (NEDC) укладывается в пределах 9.6-9.8 л/100 км. Впрочем, внедорожник с дизелем OM 656 соответствует даже требованиям RDE.
Скоро эта модель появится у нас. Правда, далеко не факт, что у нас она станет наиболее востребованной.
Новый Mercedes-AMG G 63, наверняка, станет хитом в столице.
Зато в популярности у наших клиентов двух моделей G-Класса с бензиновыми 4.0-литровыми V-образными «восьмерками» сомневаться не приходится, поскольку квоты на них раскупаются на годы вперед.
Двигатель внедорожника Mercedes-Benz G 500 с двумя турбинами наддува выдает мощность в 422 л.с., а его крутящий момент достигает величины 610 Нм в диапазоне от 2.000 до 4.750 об/мин. Максимальная скорость составляет 210 км/ч, а время разгона от 0 до 100 км/ч – 5.9 секунды. С учету солидной массы (2.354 кг – снаряженная, 3.150 кг – полная) это почти спринтерский показатель. Расход топлива в смешанном цикле – 11.2 л/100 км.
Mercedes-AMG G 63. Сочетание отменной проходимости с хорошей динамикой – одно из базовых качеств G-Класса
Mercedes-AMG G 63 еще мощнее и быстрее! Будучи вооруженным 585 л.с. и 850 Нм, внедорожник, созданный спецами из Аффальтербаха, разгонятся до 100 км/ч почти так же быстро, как суперкар – за 4.5 секунды. Максимальная же скорость AMG G 63 составляет 220 км/ч, ну а при заказе AMG driver’s package увеличивается еще на 20 км/ч. В обоих случаях скорость ограничивается электроникой. Потребление топлива – 13.2 л/100 км. Неплохо для таких динамических показателей, коэффициента аэродинамического сопротивления 0.54 и снаряженной массы 2.485 кг. Здесь явно помогает система отключения половины цилиндров, которой оборудован этот автомобиль.
Современная электроника, которой оснащается новое поколение G-Класса, вовсе не портит его традиционные сильные стороны а, напротив, усиливает их – как на дорогое, так и на бездорожье.
Система Dynamic Select позволяет водителям внедорожников Mercedes-Benz G 350 d и G 500 выбирать один из пяти режимов движения, подстраивая работу двигателя, коробки передач, рулевого управления, вспомогательных систем, а также опциональных адаптивных амортизаторов к меняющимся условиям движения. Четыре алгоритма («Комфорт», «Спорт», «Индивидуальный» и «Эко») относятся к дорожным, а пятый, так называемый «G-режим» — к бездорожью. Настройки для пересеченной местности выбираются полуавтоматически – при переходе к понижающей передаче в раздаточной коробке или при блокировке одного из трех дифференциалов.
Режимы движения отображаются как на комбинации приборов, так и на центральном мультимедийном дисплее.
Интересно работает система помощи при спуске с горы. Она не задействует тормоза. Коробка держит первую передачу. А электроника, управляя подачей топлива, не позволяет мотору раскручиваться.
Система помощи при спуске с горы обходится без вмешательства тормозов.
У внедорожника Mercedes-AMG G 63 свой набор алгоритмов. Из числа дорожных он лишился режима «Эко», получив взамен «Скользкую дорогу» и «Спорт+». Преодолевать же бездорожье этому автомобиля помогают не один, а три алгоритма: «Песок», «Почва/Колея» и «Скалы». Для включения любого из них необходимо активировать блокировку межосевого дифференциала, а затем выбрать актуальный вариант при помощи Dynamic Select. После выключения блокировки настройки возвращаются к дорожным алгоритмам.
На асфальтовом покрытии Mercedes-AMG G 63 чувствует себя как заправский спорткар.
На асфальтовом покрытии Mercedes-AMG G 63 ведет себя как заправский спорткар. Во всяком случае, это касается динамики разгона. Коробка AMG Speedshift TCT сбрасывает по несколько передач вниз (с использованием функции перегазовки), а кратковременное прерывание зажигания ускоряет процесс переключения передач. Можно перейти на ручной режим переключения. И тогда коробка сохранит выбранную передачу, даже если частота вращения коленчатого вала двигателя достигнет ограничителя.
То базовые качества, благодаря которым современный «Гелендваген» отличается от всех остальных автомобилей, не ограничиваются консервативным дизайном его экстерьера и сочетанием отменной проходимости с хорошей динамикой. Еще одна такая черта – это эго комфортабельная и даже роскошный интерьер. В особенности, если опять-таки принять во внимание тот факт, что G-Класс продолжает оставаться настоящим «проходимцем».
Опциональная панель приборов неожиданно совпала по стилю с прямоугольным лобовым стеклом.
Кожаная обивка вплоть до дверей; акустическая система объемного звучания с 16-ю динамиками и усилителем в 590 Вт; активные мультиконтурные сиденья имеющие подогрев, вентиляцию и массаж, а также поясничную поддержку с электрической регулировкой. Список оснащения столь обширен, что просто невозможно найти два одинаковых внедорожника. А в рамках статьи такое богатство невозможно обозначить даже пунктиром, не говоря уже о том, чтобы перечислить все.
С одной стороны, интерьер нового G-Класса является своеобразным отражением его экстерьера. Форма боковых дефлекторов обдува перекликается с традиционными круглыми фарами головного освещения. В динамиках аудиосистемы повторяется форма указателей поворота. А напротив переднего пассажира сохранился прочный поручень.
С другой стороны, если внешний дизайн внедорожника подвергся лишь небольшой доработке, то внутри G-Класс преобразился кардинально. Приборная панель, как в базовом, так и опциональном вариантах, более всего напоминает таковую у E-Класса. Судя по всему, вот «ешки» и мультимедийная система Command Online. Зато рулевое колесо «Гелендваген» позаимствовал у S-Класса. В числе важных изменений необходимо упомянуть отдельную климатическую зону для задних пассажиров, а среди мелочей – подстаканники, отделение для небольших вещей под центральным подлокотником и объемные карманы на дверях. Да, задние пассажиры получили регулируемую по наклона спинку сидений.
Удивительно, что сдвоенная опциональная приборная панель «Гелендвагена» как-то неожиданно совпала по стилю с таким же прямоугольным лобовым стеклом. Хотя в целом дизайн интерьера сложно назвать гармоничным. На мой взгляд, салон выглядит немного декоративным, условным. Но, возможно, это также часть жанра – соединять несочетаемое. Зато качество материалов по-мерседесовски высокое – узнаваемое с первого взгляда и при первом же прикосновении.
22 февраля состоялась церемония закладки фундамента на строительстве G-Class Experience Center. Центр откроется уже в этом году.
Впрочем, в этом автомобиле поразительно все! Включая зигзаги его судьбы. В 2009 году G-Класс чуть не отправили на свалку истории – производство упало до четырех тысяч машин. А сегодня, наблюдая за космическим взлетом спроса на «Гелендваген» Mercedes спешно строит Центр G-Class Experience в двадцати минутах езды от завода, на котором собирают эти машины. Здесь покупатели и поклонники G-Класса смогут сами убедиться в том, что он способен справится даже с самыми сложными задачами.
Автор: Юрий Кладов