43174 Российский рынок автобусов: импортозамещение в действии
Российский рынок автобусов: импортозамещение в действии

Российский рынок автобусов: импортозамещение в действии

❤ 168 , Категория: Новости авто,   ⚑

Объем рынка новых автобусов в России за 12 месяцев 2021 года увеличился на 3,7 % и перемахнул отметку 13,6 тыс. единиц, хотя годом ранее эксперты отмечали падение. Примечательно, что сбыт вырос исключительно за счет российских производителей.
Российский рынок автобусов: импортозамещение в действии

Александр Трохачев

Не нужно иметь экономического образования, чтобы понять, какая непростая экономическая ситуация сложилась в период пандемии коронавируса. Тем не менее в 2021 году отмечены точки роста, оказавшие стабилизирующее воздействие на рынок нового коммерческого транспорта вообще и автобусов в частности.

Российский рынок автобусов: импортозамещение в действии
Лишь шесть пассажирских машин в отчетной статистике не хватило Volgabus, чтобы догнать китайцев, но в 2022 году все может измениться.

Согласно оценкам Минэконом-развития РФ, в 2021 году ВВП вырос на 4,6 % и полностью компенсировал снижение на 2,7 % в 2020‑м. Промышленное производство прибавило 5,3 % (в 2020‑м было падение на 2,1 %). Объем строительных работ увеличился на 6 % (годом ранее — только на 0,7 %). Машиностроительный комплекс улучшил показатели на 9,7 %. Производство прицепов и полуприцепов показало +13,8 %. Поддержала внутренний спрос положительная динамика кредитования: только в декабре 2021 года к декабрю 2020 года она достигла 16,2 %.

Минувший год характеризовался знакомыми и в целом уже привычными дестабилизирующими факторами. Участникам экономической деятельности пришлось столкнуться с ростом цен на материалы и энергоносители, увеличением сроков поставок и разрушением логистических цепочек, дефицитом чипов и комплектующих. Никуда было не деться от волатильности валют, нехватки нового подвижного состава и инфляции, уровень которой стал самым высоким с 2015 года.

Российский рынок автобусов: импортозамещение в действии
Минский автозавод улучшал выручку за счет продаж среднеразмерного МАЗ-206.

Среди основных тенденций рынка новых автобусов отметим главные. Часть отечественных предприятий обновила модельный ряд. В частности, Павловский автобусный завод исключил из продуктовой линейки «Векторы» серий 3203 и 3204. Их место заняли Vector Next с объемом продаж в количестве 1496 ед. Завод подготовился к снятию с производства массовой недорогой модели ПАЗ-3205 с двигателями V8 Заволжского моторного завода. Бензиновые и битопливные версии теперь остаются в прошлом. Вместо них в торговую сеть будут поступать «пазики» с дизелями ЯМЗ-534.

Вторая тенденция минувшего года — увеличение спроса на пассажирские машины особо большого класса. Так, Ликинский автобусный завод нарастил выпуск сочлененных 18‑метровых городских лайнеров ЛиАЗ-6213 до 441 ед. вместо 235 годом ранее (здесь и далее использованы данные АА «Автостат»). Проходят испытания сочлененные электробусы КАМАЗ-6292 и eCityMax 18.

Читайте также:  Главные новинки Франкфуртского автосалона 2017. Часть 1
Российский рынок автобусов: импортозамещение в действии
Сочлененный электробус КАМАЗ-6292‑010 планируется к серийному производству.

Увы, реальностью 2021 года стало резкое снижение отгрузок техники Минского автозавода. Число поставленных машин за год снизилось на 212 ед., или на 30,6 %. В итоге рыночная доля новых пассажирских лайнеров МАЗ снизилась на 1,8 % и составила 3,5 %, а бренд в топ-10 занял четвертую строчку.

Внушительный спад коснулся Ликинского автобусного завода, чьи продажи рухнули на 688 ед. (–27,4 %). Соответственно, и удельный вес в сбыте машин без пробега снизился на 5,7 %. Тем не менее бренд сохранил второе место с долей 19,1 %. Свою лепту в такой результат внесли выросшие отгрузки «туристов» ЛиАЗ-5290 «Круиз» (36 ед.) и городских сочлененных машин ЛиАЗ-6213 (441 ед.). Без заказов «Мосгортранса» в разы (до 72 ед.) просели продажи автобусов среднего класса ЛиАЗ-4292.

Российский рынок автобусов: импортозамещение в действии
В минувшем году увеличился спрос на пассажирские машины особо большого класса.

Бессменным лидером остался Павловский автобусный завод, поднявший продажи на 1254 ед., или на 19,8 %. Как следствие — рыночная доля поднялась с 48,3 % в 2020 году до 55,7 % в 2021‑м. На третьем месте за ЛиАЗом обосновался Нефтекамский автомобильный завод. За год сбыт вырос всего на 80 ед., или на 5,2 %, и рыночная доля практически осталась без изменений, если не брать во внимание рост на 0,2 %. Зато у НефАЗа хорошие перспективы, в том числе благодаря поставкам электробусов в российскую столицу (в 2021 г. — 193 ед.).

За последние три года бренд из Башкортостана нарастил объемы производства более чем вдвое. Эксперты связывают такой подъем с увеличением сбыта новых автобусов. В 2021 году предприятие изготовило ряд опытных образцов, планируемых в перспективе к серийному производству. В том списке пригородный НефАЗ-5299‑231‑57, электробус с тяговыми АКБ «Микроваст» КАМАЗ-6282‑121, сочлененный электробус КАМАЗ-6292‑010. На заводе изготовлены водоробус КАМАЗ-6290, троллейбус КАМАЗ-62825‑020 с увеличенным автономным ходом, электробус КАМАЗ-6282‑123. Все это слагаемые будущего роста производства, в модернизацию которого материнская компания КАМАЗ в период 2022–2030 гг. намерена инвестировать 4,1 млрд руб.

Российский рынок автобусов: импортозамещение в действии
Бессменным лидером рынка остался Павловский автобусный завод, увеличивший продажи почти на 20 %.

Занявший четвертое место Минский автозавод улучшал выручку за счет продаж среднеразмерного МАЗ-206, которых продано 215 ед. — почти вдвое больше, чем годом ранее (110 ед.). Крупнейшими заказчиками выступили мэрии Москвы (130 ед.) и Санкт-Петербурга (50 ед.). Прибыль в кассу принес и низкопольный городской МАЗ-103, который в 2021 году значился кандидатом на снятие с производства. Однако старого доброго трудягу в минувшем сезоне возжелали приобрести муниципалитеты Брянска и Ижевска, а также руководство Красноярского края, Мурманской и Свердловской областей. В отличие от российских «гармошек», белорусские в виде МАЗ-215, что называется, не зашли. Оставляли желать лучшего отгрузки междугороднего МАЗ-231 и городского МАЗ-203.

Читайте также:  Mitsubishi привезла в Женеву обновленные L200 и ASX

Пятый по массовости сбыта новых автобусов — Yutong. В 2021 году их продано на 74 ед. больше (+27 %), что позволило отвоевать у конкурентов 0,5 % и поднять рыночную долю до 2,6 %. Странно не видеть в таблице бренд Golden Dragon, но никакой тайны в этом нет: в декабре 2020 года истек срок действия ОТТС, а поскольку его не продлили, никаких официальных продаж и не было.

Лишь шесть пассажирских машин в отчетной статистике не хватило Volgabus, чтобы догнать китайцев, но в 2022 году все может измениться. Пока же годовой рост этих транспортных средств составил 31 ед., или 10 %, а доля в общем пироге практически не претерпела изменений и отмечена значением 2,5 % (+0,1 %). Львиную долю сбыта составила 12‑метровая городская модель 5270G2, работающая на сжиженном метане. Партии таких автобусов получили Санкт-Петербург и Челябинск, а вот модели 5270G2, потребляющие сжатый природный газ, заказывали Сочи и Новокузнецк. Последний получил также 26 сочлененных метановых Volgabus-6271G2.

В целом бренды первой десятки за 12 месяцев сбыта прошлого года прибавили 594 ед., что соответствует динамике в 4,7 %. Лайнеров за пределами топ-10 по отношению к 2020 году продано меньше на 108 ед. (–17,2 %). В сухом остатке марочный состав, как отмечалось ранее, показал рост на 486 ед. (+3,7 %).

Седьмая строчка годовой отчетности за брендом КАМАЗ, хотя, по сути, речь об электробусах модели 6282, сборку которых ведут в Нефтекамске.

Непривычно далеко — только на восьмом месте — в итоги-2021 вписан Курганский автобусный завод, чей сбыт упал на 271 ед., или на 41,1 %. Как результат — потеря 1,4 % рыночной доли и ее снижение до 1,8 %. Подножку статистике поставили упавшие на 36,7 % заказы междугородных КАвЗ-4238 (отгружено только 152 ед. вместо 240 годом ранее) и охлаждение спроса в объеме 76,8 % на городские КАвЗ-4270 (продано всего 36 ед. против 155 в 2020 г.).

Российский рынок автобусов: импортозамещение в действии

Очень скромными оказались продажи новых пассажирских лайнеров европейских брендов. Например, MAN реализовал только 22 автобуса (в 2020 г. — 133 ед., –83,5 %), Scania поставила клиентам 13 лайнеров (в 2020 г. — 9 ед., +44,4 %), Mercedes-Benz отгрузил 12 пассажирских машин большого класса (на 1 ед., или 9,3 % больше, чем годом ранее). Выше них расположились китайские марки ZhongTong — 39 ед. в 2021 г. (–39,1 %) и King Long — 38 ед. (–11,6 %). Сбыт Neoplan отмечен всего-навсего одним лайнером, а Setra не поставила ни одного. Желание приобрести у перевозчиков есть, но вот ценники не устраивают. Это тот самый случай, когда видит око, да зуб неймет.

Читайте также:  Ищем причину «свиста» под капотом автомобиля и устраняем её

Определенные перемены коснулись модельных предпочтений перевозчиков. Вне конкуренции оставался ПАЗ-3205, чей сбыт за год вырос на 872 ед., или на 27,5 %. Такой всплеск платежеспособного спроса позволил увеличить долю до 29,6 % (+5,5 %). На втором месте тоже «пазик», но модели 3204. Его продажи улучшились на 237 ед. (+12 %), что вылилось в корректировку удельного веса до 16,2 % (+1,2 %). Третий в списке — НефАЗ-5299 с показателем роста в 80 ед. (+5,2 %). Существенного подъема среди других моделей не произошло, но рыночная доля подравнялась с 11,8 до 12 %.

Четвертую строчку модельных предпочтений застолбил ПАЗ-4234. Его сбыт-2021 к сбыту-2020 прибавил 325 ед., или 33,7 %. И рыночная доля поднялась на 2,15, до 9,4 %. Пятый и заключительный участник с реализацией более 1000 ед. — полунизкопольные и низкопольные ЛиАЗ-5292, и это несмотря на обрушение объемов на 608 ед. (–34,6 %) с падением рыночной доли на 5 %, до 8,4 %. Следом за ним сочлененный ЛиАЗ-6213, с ростом на 206 ед., или на 87,7 %, а также корректировкой удельного веса до 3,2 % (+1,4 %).

Примечательно, что в структуре марочного сбыта присутствуют три иностранных бренда: два китайских и один итальянский. А вот в модельном топ-10 присутствуют девять отечественных брендов и только один зарубежный. Подобной картины в 2022 году мы, конечно, не увидим — рынок изменится до неузнаваемости.

Редакция рекомендует:







Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

шестнадцать − 8 =

Рубрики
наверх