33454 Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать
Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать

❤ 123 , Категория: Новости авто,   ⚑

Трактор на дороге общего пользования продолжает оставаться объектом повышенной опасности: несчастные случаи с участием этой машины в три раза трагичнее, чем в авариях с автомобилями. Разбираемся, какие атрибуты призваны снизить опасность спецтехники для других участников движения.
Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать

Конструкторская школа российского тракторостроения развивается по мировым канонам. Усилия каждой стороны направлены на повышение производительности техники, экономное энергопотребление и снижение стоимости владения. Про удобную эргономику, удобство человека за рулем и снижение его утомляемости тоже не забыли. Задуманное получилось — скорость, мощность, комфорт выросли. Неизменной осталась только классическая трактовка конструкции трактора.

И хотя признавать устаревшей узкокапотную компоновку никто не собирается, призывы привести тракторную технику к современным требованиям безопасности относительно других участников дорожного движения уже звучат. Первой затрубила Европа. В России пока прислушиваются, но все идет к тому, что отечественные тракторные заводы стоят на пороге комплектации выпускаемой техники фронтальными бамперами. Речь идет не про элемент дизайна, а про значимый атрибут обеспечения безопасности дорожного движения.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать
Силовой бампер обычно чуть меньше общей ширины трактора, но выносные габариты по краям всё компенсируют.

Любой из водителей не раз убеждался, что появление в темное время суток любого трактора на дороге в попутном или встречном направлении даже со всеми световыми, габаритно-ходовыми огнями крайне опасно. С появлением скоростного транспорта вопрос встал остро: из-за высокого и узкого расположения тракторных фар возникает визуальное искажение дорожной ситуации.

Глаза водителя непроизвольно начинают классифицировать две стандартно расположенные светящиеся точки фар идущего навстречу ТС с расстояния 327 м. Соответственно, есть время оценить обстановку, без спешки принять соответствующие меры и спокойно разъехаться по встречным курсам.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать
Все типы тракторов Kubota Safertractors с завода комплектуются фронтальными бамперами.

Однако световые приборы сельхозтехники расположены нестандартно. Трактор в ночной темноте на расстоянии 81 м визуально воспринимается водителем за обычное транспортное средство в удалении 327 м. Соответственно, времени на принятие правильного решения остается в четыре раза меньше, что зачастую приводит к аварийным ситуациям. Пешеходы не исключение. Поскольку бампер в тракторной технике как экранирующий элемент защиты отсутствует, то человек попадает прямиком под колеса. Как, впрочем, и влетевшая под трактор легковушка — ее не отбрасывает, не волочит, а сразу подминает. Летальность исходов при таких авариях в три раза выше, чем при столкновении бамперных ТС с другой техникой или пешеходами.

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С МАЛОГО

Пионерами бамперной комплектации тракторов считаются Нидерланды, где добрый десяток предприятий занят выпуском этого атрибута безопасности — копеечного по стоимости и простенького в изготовлении. Если поначалу изготавливался бампер с обычными световозвращающими наклейками, то потом по краям конструкции начали врезать плафоны с габаритными лампочками или же делать их выносными по каждой стороне.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать
 Открытая колесная зона любого трактора враждебно настроена ко всем участникам дорожного движения.

Маститые производители сельхозтехники вначале не очень серьезно отнеслись к подобным новшествам. С появлением бамперных конструкций в виде фронтального противовеса по заданной массе, а потом еще и с наборными с листовыми сегментами плит, позволяющими под тип и вес трактора, его задней навески и операционный режим формировать передний балласт, отношение изменилось.

Конечно, дополнительная комплектация ведет к удорожанию. Но поскольку в Нидерландах стали покупать бамперы-противовесы к уже имеющейся технике, а в соседних странах тоже начался их активный сбыт, что заметно повысило безопасность ТС на дорогах общего пользования, тракторные бренды взялись формировать и свои заявки на приобретение таких устройств.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать
Световозвращающая пленка стала непременным атрибутом бамперной оснастки, хорошо дополняя габаритные фонари.

Анализ аварийности показал, что при лобовом столкновении трактора с другим участником дорожного движения существует большой риск попадания транспортного средства под колеса трактора, поскольку они не экранированы. А находящийся впереди бампер может отрикошетить или оттолкнуть автомобиль при столкновении, так как его нижний край находится на расстоянии 40 см от земли и на той же высоте, что и бампер машины.

К настоящему времени заявки в портфель заказов нидерландским предприятиям начали подавать практически все европейские производители тракторов. Посыпались заказы с других континентов. Именитые бренды уже опционально предлагают свою технику в первичной заводской комплектации или с доукомплектацией у дилеров. К примеру, под все типы тракторов Kubota, поступающие в дилерскую сеть Евросоюза, уже поставляются фронтальные бамперы AGRIbumper с переменным балластом. Они оснащены светодиодными дневными ходовыми огнями Hella, световыми индикаторами и световозвращающим слоем пленки. Налицо двойное предназначение — противовес и устройство для обеспечения безопасности дорожного движения.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать
Соотношение разницы размаха габаритно-ходовых светодиодных фонарей на экране бампера к стандартным приборам освещения.

Россия пока только знакомится с новшеством, массово приобретать бамперы к имеющейся технике или уже укомплектованные промышленные и сельскохозяйственные трактора с таким атрибутом обеспечения безопасности никто не спешит. Сказывается цена.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать

Для примера возьмем самый простенький передний бампер серии Uni-Line 250 с маркировкой упомянутой выше AGRIbumper из тех же Нидерландов. Его масса в стандартном исполнении составляет 212 кг. Отпускная цена, установленная заводом-изготовителем для такого атрибута безопасности, чуть-чуть недотянула до кругленькой цифры и составила 1995 евро. Этот же бампер в модификации Uni-Line 500 с дополнительным балластом до 240 кг и ящиком для инструментов завод продаст за 2875 евро.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать
В поле бампер трактору ни к чему, чего не скажешь даже о проселке.

Если перевести запрашиваемые суммы в российские рубли, то цифра удорожания трактора по курсу конвертации начала третьей декады мая получается приличная — 157 626 руб. в первом случае и 227 155 руб. во втором. Однако не стоит потирать руки и радоваться: по такой стоимости в РФ ни один дилер этот бампер вам не продаст. Во-первых, сюда нужно заложить стоимость транспортировки. Во-вторых, государство обижать себя не позволит и за растаможку мзду возьмет. Есть и третий фактор удорожания — поставщик тоже хочет заработать. При этом мы рассмотрели простенький ценовой вариант, есть предложения и подороже. В общем, раскошелиться на дополнительную комплектацию уже имеющегося трактора не каждое хозяйство согласится, как, впрочем, и взять новенькую машину с такой комплектацией.

ЗАКОНОМ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО

Отечественных производителей среднеразмерных и тяжелых тракторов инновационная атрибутика безопасности дорожного движения не заинтересовала. Изучается вопрос только для экспортных версий техники с адаптацией под комплектацию проданных машин непосредственно в зарубежных дилерских центрах. И лишь под конкретный заказ.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать
При наличии переднего бампера доступ к переднему валу отбора мощности остается открытым.

Внедрение новшества на российском рынке, в первую очередь, тормозится дороговизной силовых бамперов, хотя не обязательно довольствоваться импортом. В общении с автором этих строк многие эксперты сошлись во мнении, что выпуск не такого уже и сложного устройства безопасности дорожного движения за месяц может освоить «…не то что маститый тракторный, а любой ремонтно-механический завод, где есть литейка и возможность отливать наборные пластины из чугуна для бамперного балласта. А чертежи грамотный инженер за день-другой ‘‘начертит на коленке’’ и за несколько вечеров сделает расчеты по размерам, весу, материалам и трудозатратам».

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать
В легкой рассветной дымке бамперный светодиод четко очерчивает габариты трактора.

Эксперты в один голос утверждают, что для трактора этот атрибут безопасности дорожного движения законодательно в России ни в одном документе не прописан. Как и в ТТХ тракторной техники. И пока его не примут официально, никакая статистка аварийности и летальных исходов тему не поднимет, тракторную комплектацию не наладит. Но это произойдет, обязательно.

…И ПЛЮС ИЗМЕНЯЕМАЯ БАЛЛАСТИРОВКА

Пока российское тракторостроение еще только изучает вопрос, европейские заводы начали формировать заказы на инновационные бамперы для рынка Евросоюза: в мае AGRIbumper прирос компактным передним противовесом с системой от SafeTractors, которая отвечает за обеспечение комфортного вождения на дорогах общего пользования и, особенно, при выезде на перекрестки. Бамперная балластная система Fix-Line WL совместима с тракторами серии John Deere 8R в версиях плит противовесов суммарной массой на 500, 1000, 1400 и 1800 кг. Впрочем, балластировка бамперной системы может идти под названием Fix-Line BL с адаптацией к версиям John Deere 6M и 6R на 195 л. с., которые на дорогах общего пользования перемещаются чаще, чем упомянутые выше «восьмерки».

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать
Даже выносные фары недотягивают до габаритной ширины передних колес.
Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать
Не забываем о виляющем из стороны в сторону тракторном прицепе, который в сумерках вообще в слепой зоне.

Что касается длины бамперных устройств относительно габаритной ширины трактора, то практически при единых канонах конструкторской школы каждый из производителей пошел своим путем. Это касается ведущих европейских изготовителей AGRIbumper, Tractorbumper и Pateer Group из Нидерландов, TracSafe из Германии, Euromasse из Франции. У одних это сделано по принципу телескопического выдвижения корпуса и фиксации двумя стопорными пальцами по каждой из сторон. У других можно регулировать за счет увеличения или уменьшения угла сгиба «крыльев бабочки» на обычных петлях. У третьих никаких механизмов трансформации нет, изготавливается базовый модуль под конкретную размерную группу трактора.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать

Соответственно, схема расположения балласта у них тоже разная — у кого-то плиты контргруза лежат горизонтально, а у кого-то они нанизаны по вертикали. Например, трактор с бамперным устройством TracSafe в трехслойном модульном исполнении на дороги общего пользования может выезжать с обычным базовым модулем, масса которого не превышает 240 кг. Это фигурная, поперечная относительно трактора пластина с вырезом в центральной части для доступа в зону переднего ВОМ, ребристым желобом для крепежного захвата и системой светодиодных габаритных огней по бокам.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать
Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать

Для дополнительной балластировки предназначен второй модуль, к нему можно подцепить пять плит противовеса. Самой большой балластировки, в 2130 кг, можно достичь с помощью навески третьего модуля. При такой сборке использование передней навески исключено. Это обычно практикуется при работе с массивными кормовыми рабочими орудиями, когда требуется соответствующий противовес в передней части трактора.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать

Сергей Герасимов,
продуктовый менеджер CLAAS

На тракторах в России достаточно часто встречаются самодельные передние бамперы, но используются они не с целью защиты от столкновения, а для защиты шин от контакта с высокой стерней и быстрого износа. Стерня таких культур, как подсолнечник и кукуруза, достаточно жесткая и выкрашивание шин при почвообработке по стерне является большой и очень распространенной проблемой. Низкий бампер приминает стерню и направляет ее по ходу движения машины, иногда такие устройства оснащают дополнительными резиновыми щитками либо металлическими балками на цепях. Передний бампер может выполнять несколько функций — защита шин, предохранение капота, размещение дополнительного освещения и, понятное дело, это эффективное противодействие рискам при столкновении. Привлекательность еще в том, что подобные системы оборудуют рундуками для хранения инструмента, баками с водой для мытья рук и т. п. Думаю, такое многофункциональное устройство будет востребовано в том числе и в России, но… при его адекватной цене.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать

Василий Царик,
ведущий инженер ОАО «Бобруйскагромаш»

В ближайшей и среднесрочной перспективе внедрение тракторных бамперов на технике, поставляемой постсоветскими производителями на внутренние рынки, мягко говоря, не грозит, поскольку у основной массы потребителей определяющее требование к сельхозтехнике — цена. Дополнительные пара тысяч евро к цене трактора не поспособствуют ни спросу, ни объемам продаж. Тем более что получаемые выгоды не лежат на поверхности. Освоение производства таких бамперов в России, Беларуси или где-то еще не повлияет на стоимость такого «аксессуара». Зная систему ценообразования на отечественных предприятиях сельхозмашиностроения, могу прогнозировать, что цена аналога окажется всего на «пять копеек» дешевле. При этом не факт, что по техническим параметрам такой заменитель будет соответствовать бамперу европейского производства. Более активная работа в данном направлении, с моей точки зрения, начнется лишь в случае введения требования о наличии такой опции в обязательном порядке в конструкции трактора для прохождения европейской сертификации.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать

Андрей Чуприн,
ландшафтный дизайнер,
владелец садоводческой фирмы

Я впервые познакомился с этим атрибутом дорожной безопасности в Дании, где проходил практику еще будучи студентом агроакадемии. Имею хорошую наработку на тракторах с фронтальным бампером как в поле, так и на дорогах. Устройство нужное, сам убедился. На проселке прямо под трактор из-за кустов вылетел теленок. К счастью, скорость небольшая. Не будь экранирующего бампера — угодил бы несмышленыш под колеса. А так его просто сбило с ног, отбросило. Поднялся и побежал дальше.

После учебы занялся ландшафтным дизайном. Мои объекты разбросаны, трактор МТЗ-82 с кормовой навеской для пересадки деревьев круглый год задействован в работе. Маршрут передвижения «Беларуса» с крупномерным посадочным материалом в земляном коме лепесткового копателя проходит не только проселочной дорогой с плантации, но и по оживленным магистралям и даже центральными городскими улицами, в зеленую зону которых трансплантирую крупномер. Уже не раз задумывался приобрести простенький силовой бампер к «Беларусу», но платить более двухсот тысяч рублей за импортную версию не намерен. Подожду, пока появится отечественный.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 − один =

Рубрики
наверх