Содержание
Владимир Огородов
Антифриз. Что внутри?
Если коротко, то основу современных высококачественных охлаждающих жидкостей составляют двухатомный спирт моноэтиленгликоль и вода. Кроме того, в формулах охлаждающих жидкостей используется пакет присадок, важнейшими из которых являются ингибиторы коррозии. Температурные характеристики антифриза зависят от соотношения этиленгликоля и воды. В чистом виде этиленгликоль при температуре ниже нуля достаточно быстро начинает кристаллизоваться, а вот в содружестве с водой этот порог значительно отодвигается. Как правило, объем воды в охлаждающей жидкости составляет от 35 до 50 %, но говоря о составе нельзя забывать и о том, что антифриз должен стабильно выполнять свои функции и летом, в условиях высоких температур «за бортом». Что касается пакета присадок, то его формула должна обеспечивать защиту всех компонентов системы охлаждения и от коррозии, и от кавитации, и от накипи, и от негативного химического воздействия антифриза на шланги и уплотнители. Важным фактором является то, что стабильность характеристик присадок в ходе эксплуатации во многом и определяет сроки замены антифризов. В некоторых антифризах роль ингибиторов коррозии выполняют соли неорганических кислот: амины, фосфаты, нитриты, нитраты, бораты. Подобные вещества или их соединения способствуют образованию на металле двигателя оксидной пленки, ухудшающей отведение тепла. В этом плане для современных моторов лучше подходят охлаждающие жидкости в составе которых присутствуют соли органических карбоновых кислот, карбоксилаты — у них и защитные функции выше, и жизненный цикл у таких антифризов значительно длиннее.
Чем руководствоваться при замене?
Пока на автомобиль действует заводская гарантия, его владелец вынужден пользоваться поддержкой «официалов», но в постгарантийный период у него есть свобода выбора. Выбора как сервисной станции, так и производителя расходных материалов, к коим относятся и антифризы. И вот здесь, для того, чтобы не ошибиться в выборе, важно определить ключевые моменты. Это же относится и к ситуации, когда требуется пополнить объем антифриза в системе охлаждения. Во-первых, нельзя ориентироваться только на цвет первично залитой охлаждающей жидкости — далеко не факт, что формула антифриза красного цвета, приобретенного в магазине запчастей, соответствует составу и характеристикам антифриза того же цвета, залитого на конвейере автопроизводителя. Краситель, который при производстве добавляется в изначально прозрачный антифриз, не более чем маркер, которым производитель может пользоваться для самых различных целей, не дающий полной информации о формуле и характеристиках охлаждающей жидкости. Во-вторых, нужно обращать внимания на тип антифриза, рекомендованного автопроизводителем. Это могут быть и антифризы с применением неорганической технологии, и аналогичные, но с более «продвинутым» пакетом присадок, гибридные антифризы (например, охлаждающая жидкость G11), и карбоксилатные антифризы (G12 и G12+), и самые современные лобридные (G12++ и G13) антифризы, в составе пакета присадок которых сложная комбинация органических и неорганических соединений. Разумеется, важен и температурный коридор предлагаемого антифриза — от начала кристаллизации при минусовой температуре до момента закипания.
Поможет в выборе
Все, о чем говорилось выше, это лишь отправные точки в процессе выбора охлаждающей жидкости. Поэтому есть смысл обратится к конкретным примерам. В первую очередь это относится к двум новым продуктам, которые компания RUSEFF вывела на рынок aftermarket, и которые могут стать хорошей альтернативой антифризам, заливаемым на конвейерах автопроизводителей. Первый из них — антифриз нового поколения Excellent OAT. Он соответствует по составу антифризам, заливаемым на конвейере автопроизводителей. Его преимущества производители постарались раскрыть в названии. Excellent означает «отличный», а OAT — Organic Acid Technology, указывает на то, что охлаждающая жидкость содержит органические ингибиторы коррозии на основе карбоксилатов.
Кстати, нелишне отметить, что такие ингибиторы коррозии обеспечивают надежную защиту и деталей современных двигателей, изготовленных из алюминия и его сплавов. Антифриз, при давлении в системе охлаждения в два бара, имеет температурный коридор от -40 °C до +126 °C, что делает его по-настоящему универсальным для применения в российских, столь различных, климатических условиях. Как уже говорилось выше, основой для большинства современных антифризов является водный раствор этиленгликоля, а вот индивидуальность каждому из них придают пакеты присадок. В составе антифриза RUSEFF Excellent OAT использованы присадки известной бельгийской компании Arteco, являющейся поставщиком ингибиторов коррозии для производителей антифризов, поставляемых на конвейеры автопроизводителей. С учетом всего комплекса примененных технологий Excellent OAT обладает стабильными характеристиками до 250 000 километров пробега. В новинке от RUSEFF есть еще одно интересное решение — в его составе есть флуоресцентный пигмент, который светится в ультрафиолетовом свете, что облегчает обнаружение утечки антифриза. Excellent OAT, «фирменным» маркером для которого является желтый цвет, специально разработан под требования спецификации RENAULT 41‑01‑001/-T. Антифриз рекомендован для автомобилей Renault Duster, Renault Megane, Renault Sandero, Renault Logan, Nissan Terrano, и автомобилей с двигателями RENAULT (Nissan Almera NEW, Lada Largus), а также автомобилей Dacia. Excellent OAT также допущен компанией Mercedes-Benz для применения в моделях Smart.
Второй продукт нового поколения, предлагаемый российской компанией — антифриз OEM G12+ RUSEFF оранжевого цвета. Здесь также основная информация о продукте заложена в его названии: во-первых, аббревиатура OEM, говорит о соответствии оригинальным составам охлаждающих жидкостей. Готовый к применению антифриз для рынка aftermarket с органическими ингибиторами коррозии на основе карбоксилатов, то есть, его формула не содержит силикатов, аминов, фосфатов, боратов, нитритов и нитратов.
Во-вторых, стандарт OEM G12+ RUSEFF также зафиксирован в названии, и говорит о том, что эта охлаждающая жидкость совместима со всеми антифризами типа G12 и G12+. Антифриз корректно работает с металлическими деталями системы охлаждения двигателя и не оказывает негативного воздействия на патрубки и уплотнители. Температурный диапазон применения этой охлаждающей жидкости — от -40 °C до +50 °C, что дает возможность применения OEM G12+ RUSEFF в любом из российских регионов. Как и в случае с Excellent OAT, антифриз OEM G12+ RUSEFF обладает высокой стабильностью характеристик, благодаря чему срок его эксплуатации доходит до 250 000 километров пробега автомобиля, а минимальная испаряемость позволяет не пользоваться частыми доливками. Антифриз OEM G12+ RUSEFF имеет следующие допуски и соответствия автомобильных брендов: Audi, Volkswagen, Skoda, Seat (TL 779‑D — G12, TL 774‑F — G12+), Ford, Jaguar, Land Rover, Chevrolet, Renault, Mercedes-Benz, Mazda, Lada и целого ряда других.
Надежность продукции RUSEFF подтверждает победа в номинации «Автохимия», в рамках премии «Автокомпонет года». В состав жюри, присудивших победу входили технические эксперты ФГУП «НАМИ».
Антифризы незаслуженно обходят вниманием, занижая их значимость для работы двигателя.
Неправильно подобранный антифриз может привести к порче системы охлаждения, а значит, двигатель не будет в полной мере отдавать тепло. Ремонтировать силовой агрегат после перегрева — дорогая и долгая процедура.