Общаясь с водителя разного стажа, да и собственно с вами в комментариях, меня просто поражает насколько сильно стереотипы могут влиять на наш выбор. Буквально все автолюбители предпочитают нешипованные зимние шины, почти все.
На мой вопрос “а почему ты так считаешь?” я всегда слышу несколько классических ответов:
И, честно сказать, некоторые из этих комментариев имеют место быть, например такие как: “хорошие шипованные шины преобладающе дороже липучки” или “шипованные шины более шумные нежели фрикционные”. Остальные же пункты просто ни о чем, поскольку и в городе бывает наваливает снег и я уже молчу про лед, который в больших количествах наблюдается во дворах. Но и на это находятся отговорки типа “подумаешь разок засяду, сколько той зимы, кто-то поможет, вытащит, не проблема”. И порой трудно объяснить, что лед может оказаться не только во дворе, но и на трассе, где скорости не те и параметры сцепления с покрытием становится жизненно важным критерием. На мой взгляд, если шины спасут хотя бы один раз, они “окупят” все неудобства и финансовые вложения. Ну, да ладно, каждый сам решает, что делать.
Сегодня же речь пойдет про самую изощренную отмазку опытных водителей, с которой я только сталкивался – “ездить по асфальту на шипах опасно!”.
Принято считать, что шипованные шины за счет металлических вкраплений на твердом покрытии (особенно на мокром асфальте) при экстренном торможении скользят словно коньки по льду, значительно уступая в динамике замедления фрикционным шинам. Возникновения этого мифа целиком и полностью заслуга родоначальников шипованного класса шин. На тот момент, шип был очень примитивен, технологии не позволяли всецело подбирать правильно смесь резины для обеспечения сбалансированных реакций шины. Шипы часто покидали свое законное место, а усиление мест их крепления лишь уменьшало подвижность шипа, что в конечном итоге негативно сказывалось на возможности шипов при наезде на пятно контакта оптимально углубляться в протектор. В результате выступающие над поверхностью шипы, в совокупности с несовершенной конструкцией шины, не позволяли резине максимально эффективно цепляться за твердые поверхности. Как следствие, ухудшали курсовую устойчивость и динамику замедления. С тех пор утекло не мало воды, химия сделала колоссальный прыжок вперед, собственно как инженерные технологии. Сейчас современная топовая шина – это, без преувеличения, целый букет уникальных решений. А сам по себе шип легкий, для того, чтобы при вращении колеса центробежная сила как можно меньше пыталась его вырвать с места крепления.
В месте где шип касается поверхности находится специальная тугоплавкая вставка. Ее задача быть гиперпрочной и не стираться от миллионов ударов об поверхность при вращении. Сам шип “укутан” в специальной конструкции резиновый колодец (помимо шляпки), локально усиливающий удержание шипа на месте даже при экстремальных нагрузках . В некоторых шинах состав резины под шипом особой плотности, что позволяет шипу “приседать” в протектор на твердых покрытиях, для уменьшения шума и минимизации разрушения шипа.
Геометрия тугоплавкой вставки так же имеет огромное значение, ведь может в той или иной степени улучшать или нивелировать поведенческие особенности шины. Кроме того, благодаря наличию шипов, не приходится делать очень мягкий состав резины, чтобы шина хорошо цеплялась за лед. А это позитивным образом влияет на валкость шин, на уменьшение сопротивления качению (расход топлива). И это я упомянул лишь некоторые особенности.
Говоря проще, любая современная топовая зимняя шина, будь-то липучка или шипованная шина, в большинстве случает достаточно сбалансирована в повадках, насколько это позволяет физика процесса и технологии. В противном случае их бы просто не покупали, а это всем не выгодно. Поэтому утверждать, что липучка имеет лучшие сцепные свойства на твердом покрытии нежели шипованная шина – просто нельзя.
Для наглядности предлагаю ознакомится с данным ВИДЕО (ссылка). В нем Авторевю провели тест, в котором приняли участие две современные зимние модели шин Continental. Одна шипованная, другая нет. Для испытаний использовался один типоразмер шин и автомобиль.
Замечу, утверждать, что шипованные шины всегда более эффективно замедляют авто на любых покрытиях было бы не объективно. Виной всему масса факторов, таких как температура, вид покрытия, особенности той или иной модели шин, типоразмер и т.д. Нюансов очень много. Но, как видно наглядно на видео, шипованная шина и на асфальте и на льду оказалась, в данном случае, более безопасной. Особенно на льду, где тормозной пуль при экстренном торможении липучки был больше по сравнению с шипами на целых 10 метров.
Я ни в коей мере не намекаю бежать и покупать именно шипованные шины, но как видите сами, они куда безопасней, какое бы покрытие не находилось под колесами у вашего автомобиля. По-моему субъективному мнению, даже если шипованная шина проиграла бы пару тройку метров при торможении на асфальте, и выиграла бы десятки метров на льду, все равно шип был бы более предпочтителен. Ведь он исключает вероятность, что на одном из перманентных зимних покрытий (погода зимой крайне переменчива) машина будет как корова на льду.
P.S. Если данный материал вызывает у вас бурю эмоций, постарайтесь не “бомбить” сразу в комментариях, а хоть чуточку объективно разобраться в этом вопросе самостоятельно (благо информации в интернете море). Возможно не все так однозначно, как казалось вам ранее.