Когда страна преодолела самую первую фазу «короны», стало понятно: хорошо упакованные скорые не оказались загружены работой в полной мере — спасибо принятым мерам российского правительства. Однако госзаказ по медицинскому транспорту в апреле-мае был мягко скорректирован в сторону оснащенной медтехники.
По данным портала тендеров на медтранспорт «Инитпро», в мае Минздрав Башкортостана заказал реанимобилей на сумму 20 млн руб., Белгородская область не пожалела на эти же цели 87 млн, а Ленинградская область в июне изыскала 249 млн руб. на скорые класса В.
Пандемия только подтвердила зарождающийся в последнее время тренд — спрос на машины классов В и С. Пока традиционной компоновки — на базе фургонов, но будущее за модульными конструкциями. Еще в начале пандемии Вадим Сорокин, президент «Группы ГАЗ», которая является основным поставщиком отечественного медтранспорта, заявил: «Мы планируем модифицировать автомобили скорой помощи. Традиционно они строятся на базе цельнометаллического фургона. На наш взгляд, сегодня можно гораздо более эффективно делать скорые в виде сменных модулей с различным наполнением».
Почему упор сделан на сменные модули, понятно. Известны случаи, когда за неделю автомобиль скорой помощи пробегал до 2000 км. Медицинская «начинка» автомобиля за такой пробег изнашивается не так интенсивно. Выход прост — надо разделить «неотложку» на шасси и сам модуль. Тем более что, по оценке специалистов завода, стоимость шасси составляет не более 25 % от стоимости медицинского оборудования автомобиля.
Явные преимущества модульной конструкции — удобство работы медицинской бригады в машине. Что не хватает обыкновенной скорой? Зачастую дело не в высоте или малой длине стандартного фургона, есть автомобили с большой колесной базой. Все дело в его недостаточной ширине. У стандартного фургона Ford Transit этот показатель равен 1780 мм. Если прибавить облицовку, утеплитель, оборудование, внутреннее пространство станет еще уже. Ширина специального медицинского модуля может быть более 2000 мм, а по высоте достигать 2500 мм.
Единого стандарта проектирования таких модулей пока нет. В будущем все производители наверняка будут ориентироваться на тот путь, какой изберет «Группа ГАЗ» при постройке своей модульной машины. Пока такой автомобиль не стал распространенным явлением, другие производители идут двумя путями: используют при производстве либо сендвич-панели, либо пластиковые панели, которые крепятся на свой каркас. Первый вариант не требует отдельного каркаса, но у производителя связаны руки, если заказчик что-либо захочет дополнить или, наоборот, убавить. Во втором случае без каркаса никак, в него можно заложить максимум точек для крепежа дополнительного оборудования. Заметим, что оба варианта имеют право на жизнь, тут все зависит от оснащенности предприятия и его финансовых возможностей. Завод спецавтомобилей «Промтех-НН», кстати, работает в этом направлении с 2013 года. Если раньше это были автомобили на импортном шасси, то теперь все больше предложений на базе «Газели Next». Завод еще не освоил в те годы производство цельнометаллического фургона, а модульная скорая от «Промтех-НН» уже была. Однако, судя по последней отраслевой выставке, все автомобили, предназначенные для нужд скорой помощи, были сделаны на базе традиционных металлических фургонов. Модульная конструкция пока широко применяется только при производстве фельдшерско-акушерских пунктов, мобильных госпиталей и рентген-кабинетов. В ход идут шасси как отечественных грузовиков, так и импортных.
Самым распространенным шасси под постройку модульной скорой до последнего момента была «Газель Next». Но монополия «Группы ГАЗ» в этом вопросе разрушена. В Ульяновске начали выпускать модульные медицинские автомобили.
Традиционные фургоны семейства СГР (старый грузовой ряд) все меньше подходят под нужды медицины в силу того, что «играть» с таким фургоном можно только по высоте. На выставке «Здравоохранение-2019», прошедшей в Москве в декабре прошлого года, компания «Автодом» показала модульную скорую на базе УАЗа «Профи». Повторю, несомненные плюсы такой компоновки — термо-
и шумоизолированный каркасный блок с наружными стеклопластиковыми панелями, который обеспечивает оптимальную для медицинского персонала эргономику салона. Модульные версии оснащаются уже известным двигателем объемом 2,7 л, мощностью 149,6 л. с. и моментом 235 Нм.
Главный конек автомобиля — отработанная полноприводная трансмиссия. Примечательно, что на новый АСМП класса С распространяется официальная гарантия завода-производителя — три года или 100 тысяч километров пробега. В мае 2020 года предприятие изготовило132 модульных реанимобиля, которые поступили в медицинские учреждения в рамках госконтракта с Министерством промышленности и торговли РФ.
Что касается традиционных фургонов, тут тоже преобладают реанимационные автомобили. С апреля по июнь этого года компания Ford Sollers произвела 653 кареты скорой медицинской помощи класса С в рамках заказа Министерства промышленности и торговли России. Заказ был распределен между сертифицированными подрядчиками, кузовостроителями «СТ Нижегородец» и «Автодом». Подобные экипажи строят исключительно на базе длиннобазных версий. Машины укомплектованы дизельным двигателем объемом 2,2 л и мощностью 125 л. с. и 6‑ступенчатой механической коробкой передач. Аналогичная ситуация на Горьковском автозаводе, который в последнее время старается дать рынку не фургон для переделки, а медицинский автомобиль, сделанный по полному циклу — от изготовления шасси и заканчивая медицинским оборудованием.
За кадром.
Технический медосмотр
В начале лета этого года в автопарки подмосковных медицинских учреждений 19 городов, среди которых Балашиха, Коломна, Ступино, Чехов, Электросталь, Мытищи и другие, поступило в общей сложности 59 восстановленных скорых. Машины отремонтировали специалисты предприятия «Мострансавто» в рамках поддержки ГБУЗ МО «Московская областная станция скорой медицинской помощи». Ремонтные работы проводились в сервисных центрах, которые расположены в Коломне, Подольске, Одинцове и Сергиевом Посаде, а также на базе некоторых филиалов компании.
Всесторонняя диагностика автомобилей с красным крестом на бортах выявила их профессиональные болячки: ремонту подлежали тормозные системы, рулевое управление и ходовая часть. Некоторым «неотложкам» потребовалась замена двигателя. Был проверен и внешний вид машин. Там, где необходимо, были заменены кузовные панели с последующей окраской. Накануне зимнего сезона у машин провели ревизию системы отопления.
Специалисты «Мострансавто» вложили всю душу и умение в работу, понимая, что от качества ремонтных работ зависят безопасность и комфорт медперсонала и пациентов. Напомним, что предприятие активно участвует в программах поддержки медицинских работников, разработанных Правительством Московской области. В связи с недавней повышенной потребностью в водителях автомобилей Службы скорой помощи большой процент сотрудников компании временно пересели за руль скорых. Особенно добровольцы пригодились в апреле, когда в Подмосковье наблюдался спрос на водителей «неотложек». Тогда при помощи волонтеров Мосгортранса было выполнено более 160 тысяч выездов.