Редакция
В сегменте строительных перевозок позиции стальных самосвалов все сильнее теснят облегченные конструкции с алюминиевыми платформами. Основная причина этой тенденции в ужесточении контроля осевых нагрузок. Тем не менее и стальные конструкции продолжают совершенствоваться.
Идея создания четырехосного полуприцепа Wielton NW4 S 30 HP Konisch (Strong Master Optima), представленного широкой публике на выставке bauma CTT Russia 2021, напрямую связана с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом. Согласно последних изменений, внесенных в этот нормативно-правовой документ, допустимая полная масса автопоезда с шестью и более осями составляет 44 тонны, а с пятью осями – 40 тонн. То есть при одинаковом объеме кузова недогруз автопоезда в составе двухосного тягача и трехосного полуприцепа составит 4 тонны для каждого рейса. Цикл создания новой модели, включая конструирование, создание прототипа и его сертификацию длился всего 8 месяцев. Это успех, учитывая, что обычно на такую работу уходит не менее года.
Четырехосный полуприцеп – это компромиссное решение, которое предлагает к более экономичному в плане эксплуатационных расходов и более доступному по цене двухосному тягачу полную массу автопоезда 44 тонны.
Впрочем, есть ряд оговорок. Минус такой конфигурации автопоезда в том, что двухосному тягачу труднее сдвинуть груженый полуприцеп с места, чем трехосному, и тяжелее при движении на подъем. Кроме этого у четырехосного полуприцепа хуже управляемость и ускоренная истираемость покрышек из-за волочения на поворотах. Для снижения этого негативного эффекта Wielton предлагает в базовой комплектации решение Opti-Turn: автоматическую подъемную переднюю ось и подъемную заднюю ось с ручным управлением. Опционально доступна к заказу задняя самоподруливающая задняя ось.
Производитель комплектует новинку девятитонными осями SAF. Межосевое расстояние в четырехосной тележке – 1310 мм. Пневматическая подвеска SAF Intra. Принципиальная позиция Wielton – проверенные компоненты от ведущих мировых поставщиков. Развивать собственное производство осевых агрегатов по примеру европейских конкурентов поляки не планируют.
Тормоза – барабанные, без вариантов, впрочем, это обычное решение для самосвальной техники. Двухконтурная тормозная система WABCO соответствует требованиям ADR. Антиблокировочная система дополнена функцией динамической стабилизации RSP. Пневматическая подвеска способствует снижению вибрации кузова.
Новинка семейства Strong Master Optima используется для транспортировки инертных материалов (щебня, руды, песка, удобрений и др.) кроме крупнообломочных скальных пород. Разумеется, Wielton Group не единственный поставщик подобных решений на рынок. Основным конкурентом польского производителя является калининградский завод Grunwald со своей четырехосной моделью из серии Professional.
В чем же главная особенность строительного четырехосника с верблюдом на эмблеме? Компания Wielton разработала и запатентовала кузов Konisch оригинальной формы конической формы – сечение расширяется к заднему борту. В отличие от кузовов полукруглого сечения, или half pipe, предложенная новация лучше подходит для наших климатических условий, обеспечивая легкий сход уплотненного, прилипшего и подмерзшего грунта. Важно, что при этом не требуется подогрев отработавшими газами, который у тягачей стандарта Евро-5 менее эффективен, чем у машин более ранних экологических классов.
Кузов выполнен из стали Hardox HB450: толщина днища – 5 мм, бортов – 4,5 мм. Борта формованные, изготовлены по сложной технологии на роботизированной сварочной станции. За счет сложной формы гибов, расположенных на боковых стенках не горизонтально, а наклонно, самосвальная платформа сохраняет жесткость только с одним коробчатым усилителем в средней части. Ребра жесткости не только значительно усиливают структуру кузова, но и придают полуприцепу современный, динамичный и оригинальный вид. Не секрет, что последнее приобретает все большую важность на рынке. Собственный имидж для перевозчика зачастую имеет определяющее значение. Кстати, эстетический вид на всем жизненном цикле обеспечивается качественным антикоррозионным покрытием. У заказчика есть возможность выбора цвета краски.
Наклонный под углом 20 градусов задний борт выполнен с усилением по всему периметру. Именно этому усилителю, вероятно, придется выдержать немало контактов экскаваторным ковшом, помогающим груженому автопоезду тронутся с места. Борт фикcируется двумя автоматическими крюками, также имеются две ручных затворки с фиксаторами для надежности. В базовую комплектацию входит съемный лоток для удобной выгрузки в бункер асфальтоукладчика. Для работы в тандеме с дорожно-ремонтной техникой также предусмотрен задний стальной противоподкатный брус. Уложенный вдоль правого борта тент плотностью 680 г/м2 разматывается и сматывается вручную. Полог обеспечивает герметичность и безопасность перевозимых грузов, а также улучшает аэродинамику сцепки. Для обслуживания кузова предусмотрена рабочая площадка у переднего борта с лестницей со стороны водителя.
Выполненная из высокопрочной низкоуглеродистой стали S 700 сварная рама в горизонтальной плоскости повторяет форму кузова. В процессе производства силовая конструкция проходит антикоррозионную обработку. Компания-производитель располагает современной линией катафореза, размеры ванн которой достаточны для полного погружения удлиненных рам.
Применение высокопрочных сталей обеспечивает польскому самосвальному полуприцепу снаряженную массу 7900 кг, это на 700-1000 кг меньше, чем у многих российских конкурентов. В этом одно из преимуществ полуприцепов Wielton.
Кузов опрокидывает пятисекционный телескопический гидроцилиндр Binotto В3 ShortCover. Оборудование этой серии отличает плавный ход благодаря демпфированию при переходе между секциями. Время опрокидывания на угол 49 градусов составляет 90 секунд.
Достойна внимания система электрооборудования. Задние фонари Aspock Ecoled II со светодиодными лампами обеспечивают не только яркий свет, но и ремонтопригодность – левый и правый блоки взаимозаменяемы благодаря сменному рассеивателю. Жаль, что на фонарях не предусмотрена защитная решетка, как принято на строительной технике. Впрочем, производитель утверждает, что установка дополнительных элементов теперь вовсе не обязательна, учитывая, что сменный рассеиватель устойчив к появлению царапин.
Производитель предоставляет гарантию на период 12 месяцев без ограничения пробега. Условием предоставления гарантийных услуг является соблюдение правил эксплуатации. Впрочем, если говорить о регулярном обслуживании, его перевозчик вполне может выполнить самостоятельно. Точек смазки немного и все они находятся в легкодоступных местах.
Четырехосный полуприцеп стоит несколько больше трехосного. Понятно, что и затраты на эксплуатацию у такой техники будут повыше. Но правильная организация логистического процесса позволит перевозчикам легко перевести этот минус в плюс.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ WIELTON NW4 S 30 HP KONISCH
Cнаряженная масса, кг | 7900 |
Полная масса в составе автопоезда, кг | 44 000 |
Нагрузка на седельно-сцепное устройство, кг | 12 000 |
Габариты (длина, ширина, высота), мм | 10719х2550х3032 |
Объем грузовой платформы, куб. м | 30 |
Подвеска | пневматическая |
Тормоза | барабанные |
Размерность шин | 385/65R22.5 |
Гарантия | 12 месяцев |
Гидравлика | Binotto |
Конкуренты | Тонар SL4, Grunwald |