Содержание
Технологическое развитие в автомобильной промышленности достигли небывалых высот, и похоже, это еще не предел. Транспортные средства с каждым годом становятся все быстрее, экономичнее, применяются передовые материалы, разрабатываются целые транспортные концепции. Это касается не только легковых автомобилей, но грузовиков. Привычные в прошлом десятилетии грузовики уходят, а на смену им приходят чудо-машины. Так или иначе, но даже такие автопроизводители как Volvo, Scania, MAN-Fulda, Mercedes-Benz, Haishan Deng и другие именитые компании уверены, что уже спустя каких-нибудь 15 лет грузовики существенно изменятся.
Сегодня я предлагаю посмотреть на то, как грузовики будущего представляли себе в далеком и не очень прошлом. А также ознакомимся с несколькими современными экземплярами футуристических грузовиков.
GM Futurliner создан компанией GM в 1940-х годах. GM Futurliners – это группа одинаковых автомобилей, с немного футуристическим дизайном, которые путешествовали по США в рамках «Parade of progress», с целью демонстрации прогресса в науке и технике того времени. В свое время этот автомобиль вызывал фурор. Водитель находится на трехметровой высоте от дороги. Длина GM Futurliner более 10 метров, а ширина 2,5 метра. Крыша открывала вход в автомобиль и поднималась на 1,5 метра вверх.
Всего было выпущено 12 штук, из которых до наших дней сохранилось 9 экземпляров. Благодаря ценителям и фанатам, 4 из них отреставрировали, и они могут спокойно передвигаться по дорогам общего пользования. Некоторые канули во времени, остальные нашли пристанище в музее. Но самое интересное то, что в 2015 году на аукционе Баррета-Джексона, один из экземпляров был продан за 4,3 миллиона долларов.
В 1966 г. Chevrolet представил Turbo Titan III – ходовой прототип, сочетающий прогрессивный дизайн с техническими инновациями. Основной особенностью концепт-трака был газотурбинный двигатель 5-го поколения. Автомобиль построили на стандартном шасси, а 12-метровый полуприцеп из нержавеющей стали изготовили специально. Общая длина автопоезда достигала 15 метров при полной массе 35 тонн. Кабина Chevrolet Turbo Titan III была сделана из стекловолокна и стали.
Передние крылья закрывали все элементы шасси и доходили до задних колес. С обеих сторон в них предусмотрены люки для доступа к аккумуляторным батареям. Доступ к мотору осуществлялся откидыванием кабины вперед. Двери открывались вверх с помощью электропривода, аналогично дверям «крылья чайки». В салоне установлены кресла космического стиля с интегрированными подголовниками. Кроме того, впервые в грузовиках появились радио и телефон. Грузовик создавался с целью серийного производства, но этого не случилось, из-за дороговизны и сложности конструкции.
Первый обтекаемый магистральный тягач работы Луиджи Колани. Тема обтекаемых грузовых автомобилей заинтересовала Колани в середине 1970-х годов. В 1978 году в рамках грузовой выставки IAA во Франкфурте был представлен магистральный тягач работы мастерской Колани – Colani Truck 2001. Именно так, по мнению создателя, должны были выглядеть грузовики XXI века. Большую обтекаемую кабину, нависающую над акулообразным основанием, отличало круглое ветровое стекло с оригинальным роторным трехлучевым стеклоочистителем. Доступ в салон открывался при подъеме кабины вверх.
Кроме того, это был первый в мире грузовик с рекордно низким коэффициентом аэродинамического сопротивления Сх – 0,4, что позволило снизить расход топлива почти на четверть. В свое время Colani Truck 2001 обошел страницы всей мировой технической и автомобильной прессы и по праву заслужил восторженные отзывы. Однако гиганты мировой автомобильной промышленности проигнорировали творение мастера. Но Колани не собирался сдаваться.
Свой третий по счету концептуальный тягач Колани создал в конце 1980-х. Причём, як над автомобилем работали несколько компаний-подрядчиков и многочисленная группа дизайнеров, оказало поддержку и грузовое отделение концерна Daimler-Benz. В общей сложности на разработку и изготовление ходовой модели ушло несколько лет. И в 1995 году на выставке во Франкфурте был представлен Colani Vision 2005. Основным отличием грузовика были – более удобный вход в кабину через боковые двери и боковые аэродинамические пилоны, организующие поток воздуха по бокам авто и одновременно поддерживающие массивный стеклянный колпак кабины.
Коэффициент лобового сопротивление был снижен до невероятной цифры – 0,32. Кроме того, грузовик был оборудован экспериментальной системой ESP, тем самым став первым в мире грузовиком с системой стабилизации, а также электронными системами безопасности ABS. Все созданные Колани авто используются сейчас как шоу-траки, привлекая внимание посетителей на выставках и шоу.
Особенностью данного концепт-трака является то, что это первый в мире грузовик, кабина которого изготовлена из карбона (капот, обтекатели крыши и задняя ее часть). Особая структура этого материала существенно снизила вес всех компонентов, а его прочность позволила сократить толщину элементов жесткости, что положительно отразилось на пространстве салона.
В Freightliner Revolution Innovation Truck применены самые современные на то время идеи и решения: долговечные светодиодные фары головного света, вместо зеркал заднего вида установлены камеры, двери лишились ручек и открываются с брелока, а установленный под капотом мотор Detroit DD13 – лучший в классе по топливной экономичности.
Все мы помним, как эффектно компания Tesla презентовала миру свой первый грузовик Semi Truck. Но прошло совсем мало времени, и в декабре 2017 года компания Thor Trucks представила прототип электронного грузовика ET-One, которые призван составить конкуренцию модели Tesla. Создатели обещают выпустить свое детище на рынок уже в следующем году.
Запас хода ET-One равен 480 км (у Tesla 800 км) и может транспортировать прицеп массой до 36 тонн (аналогично Semi). Максимальная скорость при полной загрузке – 112 км/ч. В зависимости от модификации, суммарная мощность электронных моторов от 300 до 700 л.с. Базовая версия будет стоить 150000 долларов, в топовая – 250 тыс. долларов.
А какие футуристичные грузовики знаете вы? И какой бы хотели видеть в скором будущем на наших дорогах?