Созданный для обслуживания фронтов Первой Мировой, ЯМЗ пережил столько эпох и правителей, что впору считать его памятником и создать на территории исторический заповедник. Сегодня предприятие, вошедшее в состав «Группы ГАЗ», состоит из производства топливных систем и компонентов АО «ЯЗДА» и трех заводов, проектная мощность которых превышает сто тысяч двигателей в год.
Владимир Лебедев, обозреватель санкт-петербургского журнала «Автомобиль», заядлый путешественник и большой ценитель ранней авиации, создавал мануфактуру по госпрограмме (да-да, в 1916 такие уже существовали), но так и не успел насладиться детищем — до революции 1917 предприятие толком не заработало. Возникшая из пламени Страна Советов остро нуждалась в автомобилях, и на фундаменте лебедевских цехов возник Ярославский государственный автомобильный завод №3.
Автомобиль Я-3 первой отечественной конструкции, выпускался с 1925 по 1928 гг.
Первенцем завода со смешным названием ЯГАЗ стал грузовик Я-3. Автомобиль, выпущенный в 1925 году, комплектовали силовой установкой от АМО Ф-15, выдающей юмористические по нынешним временам характеристики: 35 лошадиных сил при объеме в 4,4 литра и расходе 40 литров на 100 км. Движок был настолько слаб, что при полной загрузке «трехтонка» могла разогнаться лишь до 30 км/ч. Но мощных моторов в СССР тогда не делали. Грузовик следующего поколения, Я-4, получил в подкапотное пространство «мерседесовский» двигатель, который разгонял машину до приемлемых 45 км/ч при четырех тоннах груза на борту.
Первый тяжелый грузовик в СССР Я-4, 1928 г.
Немецкий двигатель очень скоро проиграл конкурентную борьбу «американцу»: уже в 1929-м на грузовики ЯГАЗ начали устанавливать моторы Hercules, выдающие без малого 93 лошадиные силы. Мотор был хорош, но было очевидно, что Советскому Союзу все-таки необходим был собственный тяжелый двигатель. И в Ярославле снова начали строить грузовики с агрегатом АМО под капотом.
Первый отечественный дизель-мотор КОДЖУ и его создатели, 1933
Чего только не повидали стены завода: разнообразная коммерческая техника, от «поливалок» до самосвалов, троллейбусы… Кстати, легендарный двухэтажный «рогатый», вмещавший до сотни пассажиров и возивший москвичей до начала 50-х, тоже сделали в Ярославле.
Двухэтажный троллейбус ЯТБ-3, выпущено 10 штук, 1938 г.
А потом началась война. Многие перспективные и интересные инженерные решения, готовые проекты — все это оказалось под сукном. Фронтам Великой Отечественной потребовалась совсем другая продукция, и на заводе начали выпускать артиллерийские тягачи Я-12, оснащенные мощными 110-сильными американскими моторами General Motors. Так в Ярославле началась эра дизеля.
Интересный факт из заводской истории: еще до войны советским инженерам удалось выкупить в США и привезти в СССР необходимое оборудование и документацию для самостоятельного производства силовых агрегатов. Чего стоило наладить такое производство под грохот самой страшной канонады в истории человечества, можно только догадываться, но уже в 1947 году из ворот Ярославского государственного автомобильного завода №3 выехал первый грузовик ЯАЗ 200, оснащенный аналогом того самого американского мотора GMC 4-71, двухтактным 110-сильным дизельным двигателем ЯАЗ-204.
Грузовой ЯАЗ-200, родоночальник МАЗа, 1948 г.
Позднее производство грузовиков передадут в Минск и в Кременчуг, начав историю белорусского МАЗа и украинского КрАЗа. А в 1958 году завод получит новое название, привычную нам аббревиатуру «ЯМЗ». С тех пор и до наших дней Ярославский моторный завод специализируется только на разработке и производстве дизельных двигателей.
ЯАЗ-221. Тягач для полуприцепов до 30 тонн, выпускался с 1958 по 1960 г.г., передан на КрАЗ
Пережив мутное безвременье девяностых, завод вошел в автомобильный холдинг «Базового элемента», чтобы в 2005 году стать частью «Группы ГАЗ». Сегодня ЯМЗ — одна из самых современных производственных площадок в Европе, ведущий отечественный производитель двигателей. Заводские шефы на пресс-конференции говорят смело, мыслят масштабно и смотрят на несколько лет вперед. Самоуверенность или хорошая актерская игра на публику?
Но дело тут не в популизме: три сотни моделей самой разнообразной техники уже сегодня комплектуют ярославскими моторами. Помимо «Группы ГАЗ», ЯМЗ ставят на «МАЗы», «МЗКТ», петербуржские тракторы и даже на суда на воздушной подушке из Костромы. Грузовики, автобусы, комбайны, тракторы, бульдозеры, экскаваторы, грейдеры и железнодорожная техника — все они являются носителями двигателей из Ярославля.
Казалось бы, на таком фундаменте можно в формате страны еще десятилетие «стричь купоны» и уверенно декларировать прибыль. Однако газовцы, недополучившие госзаказ от оборонки в силу популярности у военных чиновников другого отечественного производителя грузовиков, решили иначе. И решение их уже переросло «бумажную стадию». Завод должен обеспечить группе не только доминирующие позиции в России, но и помочь закрепиться в остальном мире, где уже сегодня к отечественной коммерческой технике есть интерес. Причина этого интереса, естественно, пока только цена. Русский «комтранс» значительно дешевле конкурентов. Но машины должны еще проходить по экологическим нормам: сегодня Евро-5, а уже завтра — Евро-6. А это серьезные инвестиции в инженерию.
Впрочем, существенные вложения (2 млрд рублей в Тутаевский завод и 11 млрд в новый ЯМЗ-530) уже принесли результат. Не далее как в субботу Владимир Путин лично запустил серийное производство принципиально нового двигателя — газового ЯМЗ-530. Владимир Сорокин, президент «Группы ГАЗ», не стеснялся в комплиментах: «Двигатели ЯМЗ-530 CNG соответствуют лучшим мировым образцам по удельной мощности, крутящему моменту, вибро-акустическим характеристикам и расходу топлива. А благодаря работе по локализации компонентов для линейки дизельных и газовых двигателей ЯМЗ-530, которую мы ведем на протяжении последних двух лет, мы сохранили оптимальную себестоимость двигателей, что позволит обеспечить доступные цены для потребителей газового транспорта с двигателями ЯМЗ по сравнению с импортными аналогами». Мотор работает на метане, что позволяет экономить до 50% на топливе, сравнительно с его бензиновыми и дизельными аналогами, и снизить выбросы в атмосферу в 5 раз. Неплохо, м? Добавим сюда пару слов о ресурсе, который по заверению конструкторов составляет 1 000 000 километров.
Пока первые партии моторов проходили испытания на грузовых автомобилях ГАЗ, «Урал», автобусах ПАЗ, ЛИАЗ и других моделях техники, маркетинг взялся за дело: ярославский мотор дешевле немцев и американцев при аналогичных характеристиках, а значит грамотный клиент будет рассматривать предложение уже сегодня. В коммерческом транспорте рубль решает все. Если не произойдет «ситуации», а, судя по подходу заводчан, ее не произойдет, ЯМЗ вступает в новую, очередную для себя эру. Эру газового двигателя. Что ж, сейчас самое время. Время собирать моторы.